В Средние века чума убила треть населения Европы. С тех пор человек не научился эффективно бороться с вирусами, зато научился на них зарабатывать.
В 1918-1919 годах, когда по сравнению со Средневековьем состояние медицины и развитость гигиены стали куда лучше, мир все равно не смог оперативно купировать «испанку», которой заразилось около трети населения Земли. Умерло тогда от 50 до 100 млн человек.
Нынешняя паника вокруг китайского короновируса в этом свете забавна хотя бы тем, что «имеет под собой скорее рукотворный характер, чем реальные основания», заметил президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
– Рекламный характер деятельности ВОЗ вообще-то начался не с короновируса. С птичьим гриппом в разные годы тоже так было. Да и со спидом. Карантин нужен. Искать причины болезни и методы её лечения тоже нужно. Но впадать в панику и бросаться за быстро изготовленными жуликами всех мастей и хваткими предпринимателями «изолирующеми человека» сувенирными брелками есть полная чушь, – пояснил Сатановский.
Он обратил внимание на то, что на фоне распространения коронавируса нашлось немало бизнесменов, кто воспользовался шумихой для рекламы своей продукции, которая якобы должна защитить от любой заразы. Кстати, медицинские маски, которые сейчас активно раскупают, от вируса способны защитить не более чем чесночные бусы на шее.
– С другой стороны, в амулеты человечество верит испокон веков. И если они успокаивают, почему нет? Психологическое воздействие молитв и заклинаний хорошо известно и имеет ту же природу: вера. Помогает не то, чтобы не заболеть, но хотя бы не свихнуться от страха, хотя ничего рационального за ней нет. Если что, болеешь как миленький. Но настроение лучше. Так что, чем бы там эти коробочки и значки не были забиты и пропитаны, хоть чесноком, хоть химией какой-нибудь, хоть святой водой из Нового Иерусалима, Ватикана или Сант-Яго де Компостеллы, – продолжил эксперт.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Однако, если вышеперечисленные приспособления имеют сугубо психологический эффект, то о работе медиков нужно говорить серьезнее. И тут применительно к России есть большие сомнения.
Как отечественная система здравоохранения справится с реальной эпидемией, если таковая начнется, непонятно. Система «отреформирована до изумления, доведена до такой степени оптимизации, что кое-где в стране уже и скорая помощь передана в частные руки». Встраиваемая в капитализм медицина сейчас направлена на то, чтобы лечить «отдельно богатых, за деньги, отдельно всех остальных за бюджетные деньги».
Но если кто-то вдруг думает, что дорогое лечение лучше, то он ошибается. «Плевать на пациента за его счёт — это норма», – подчеркнул Сатановский. Кроме того, тут нельзя забывать, что вирус не разбирает, кто богатый, а кто нет, кто в какой партии состоит, во что верит или не верит и так далее.
– Так что бороться с заразой придется на совесть. И не так, чтобы как с нацпроектами и космодромом «Восточный», когда по бумагам всё делается и деньги тратятся, а результатов ноль без палочки, — подытожил Сатановский.
Оперативная обстановка
По данным на 31 января число заболевших в Китае пневмонией, вызванной вирусом 2019-nCoV, достигло 9692, 213 человек умерли. Об этом сообщил Государственный комитет по вопросам гигиены и здравоохранения КНР. В России случаев заболеваний нет.
Вакцина от коронавируса разрабатывается, а Минздрав РФ тем временем опубликовал рекомендации по уже существующим препаратам для «лечения». Эти препараты в обычной ситуации применяются для лечения гепатита С, ВИЧ, но и от коронавируса, как утверждает Минздрав, могут помочь.
Ранее по этому поводу врач Александр Мясников уточнил: «Между понятиями «можно применять» и «имеют эффективность» есть разница. На деле пока ни лекарств, ни вакцины. Лечение только симптоматическое».