Мы живем в эпоху интернет-разоблачений, и «сливов» стало настолько много, что трудно успеть даже прочесть значимые, не говоря уж о том, чтобы определить степень их справедливости.
Онлайн-издание «База», все глубже прячущееся от веб-пространства и существующее главным образом в мобильных приложениях, соцсетях и мессенджерах, решило ударить по святому: московской статистике заболеваемости и смертности от коронавируса. Московская статистика, в свою очередь, составляет ядро российской, и будем честны, медиапространству мало интересно, что там происходит в Иркутской области – к Иркутску равнодушны, Москву ненавидят, и именно поэтому она всегда в центре внимания.
Указ об излечении
В «Базе» обратили внимание на то, что в конце сентября Москву, судя по официальной статистике, накрыло то, что нельзя называть второй волной коронавируса. Нельзя, но очень хочется, поскольку 20 сентября в городе заболели 860 человек, а среднесуточный прирост за две недели составлял всего 0,27%.Через четыре дня – 1050 новых случаев: как видим, рост, если можно так выразиться, существенно вырос. Выросло и число смертельных случаев – с 10-12 до 17-18 в сутки.
25 сентября – 1560 человек! 26-го – 1792 (при этом написали про рост всего на 0,6% в сутки), на следующий день – 2016 человек, потом – 2217, 2300, 2308. При этом по остальной России цифры не росли, то есть основной вклад в якобы несуществующую «вторую волну» внесла только чудовищно перенаселенная столица.
Но если вы внимательно отнеслись к приведенным выше цифрам, то увидели, что после роста примерно на 15% в сутки в самом конце сентября столица вновь вернулась к символическим долям процента. В тестовом режиме это произошло 28 сентября, закрепилось 29-го. 1 октября – 2424, 2 октября – 2704, но уже 32 смерти. А излечивается чуть более тысячи в день.
Мы сознательно привели статистику вплоть до сего дня, тогда как «База» опубликовала свое расследование 1 октября. В этом расследовании предполагается, что московские власти изобрели процедуру скрытия реальных цифр под сложным названием «код j12.8». Основной тезис: якобы существует закрытый указ, согласно которому
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
пациентов больше не будут регистрировать в базе больных ковидом даже после прохождения компьютерной томографии лёгких. С 28 сентября вас «посчитают» как больного ковидом только после того, как лабораторный мазок подтвердит диагноз.
То есть даже практически поражение легких – это еще не ковид. Томография более не является диагностирующим инструментом. «Похоже, на наших глазах произошло чудо! Мы первые во всём мире смогли обуздать вторую волну коронавируса. Наша статистика – самая статичная статистика в мире!» – язвит «База», указывая, что точность КТ-исследования заметно выше, чем у мазка.
Не умеешь – не берись
В Департаменте здравоохранения Москвы переполошились и оперативно – редкость для органов власти – выпустили опровержение. Это, кстати, не очень хороший признак – он говорит о том, что мэрия тратит существенные бюджетные средства на отслеживание всего негатива о себе. В творении присяжных мэрских врачей приводятся факты других скачкообразных изменений числа заболевших (как в Москве, так и, например, в Милане), указывается, что и без мазка больных лечат, но нигде не опровергается главное обвинение – в изменении методики подсчета заболевших. То есть Депздрав – и на этом его ловит за руку «База» – занимается фальшивоопровергательством, оспаривая тезисы, которых в обвинении не было. Указывается лишь, что если на КТ есть признаки заболевания коронавирусом, а мазок их не подтверждает, врач «может назначить повторное взятие мазка или дополнительное проведение исследования». В общем, не умеете заниматься публичной полемикой – лучше и не браться.
Таким образом, юридически никакого опровержения не прозвучало, а филологически за этим текстом можно найти молчаливое признание справедливости упреков «Базы». Но тут вступают другие соображения.
А есть ли правые?
Во-первых, определенная логика в этом то ли существующем, то ли подразумевающемся приказе прослеживается. Автор этих строк в силах рассуждать юридически и филологически, но к медицине отношение я имею лишь как обычный и, слава Богу, ненавязчивый пациент. Ранее, до разоблачений «Базы», мне казалось, что для надежной диагностики визуальное наблюдение (а томография является его разновидностью) должно быть чем-то подтверждено. На томографии видны следы деятельности патогенных организмов, но какие именно организмы поработали над нашими легкими, можно достоверно определить только лабораторными анализами. Факт их несовершенства, конечно, печалит, но будем надеяться, что ситуация скоро изменится к лучшему.
Могу провести аналогию с куда более близкой мне психиатрией: мы можем видеть поведенческие паттерны пациента, можем их классифицировать, но для ответственного назначения адекватного лечения должны провести целый ряд лабораторных исследований вплоть до генетического (увы, чаще всего этого не происходит), потому что набор внешних симптомов может жестоко обмануть, и таких историй – многие тысячи.
Во-вторых, статистика за 2 и 3 октября показывает заметный рост числа заболевших, частично опровергая предположение об административном купировании пандемии. Другой вопрос, что тут может работать квантово-административная теория Шрёдингера-Навального, согласно которой наличие наблюдателя неизбежно влияет на течение процессов. Напуганные разоблачением «Базы», московские медицинские статистики вполне могли приостановить «приостановку заболеваемости».
В-третьих, «База», на мой взгляд, перешла грани приличного: прибегла к помощи так называемых пранкеров. Пранк – один из самых мерзких способов «журналистской работы», который только можно придумать, и граждане, которые помогли «Базе», не заслуживают добрых слов. Но информация получена, и не упоминать о ней было бы тоже неправильно. Жертвой – по данным Telegram-канала, проверить которые мы не можем – стал Алексей Безымянный, глава дирекции по координации деятельности медицинских организаций депздрава Москвы. Мы не знаем, кем представился звонивший, но Алексей Сергеевич, «слегка смутившись», косвенно подтвердил изменение методики. «База» цитирует фрагмент диалога:
– Статистика изменилась уже?
– Срез статистики пока не брали, но информация уже доведена.
Повторимся, мы категорически против такого способа получения информации, но еще сильнее возражаем против статистических манипуляций с человеческими жизнями. Тем не менее, при всем моем обоснованном недоверии к московской статистике, каких-то убедительных доказательств злого умысла Депздрава я в обвинениях «Базы» не вижу.