Европейская часть России в конце июня – начале июля оказалась в зоне блокирующего антициклона, который обеспечил сухую и жаркую погоду в Центральных регионах страны.
Синоптики из центра «Фобос» ранее спрогнозировали небывалую за последние 10 лет засуху на западе России. Гигантский антициклон метеорологи назвали «парниковым котлом». 8 июля портал «Метеовести», предоставляющий прогнозы от центра погоды «Фобос», сообщил, что «котел» останется в столице еще примерно на 12 дней.
Антициклон установился во всей толще тропосферы и фиксируется даже в нижней стратосфере на высоте 10–12 км. Это явление перекрывает пути ветрам и блокирует западный перенос, который приносит ненастные циклоны, которые сейчас скапливаются южнее. Именно поэтому юг России столкнулся с проливными дождями, вызвавшими настоящее бедствие. Синоптики отмечают, что такими продолжительными антициклоны бывают лишь в 1% случаев. Обычно же антициклоны не задерживаются на одном месте более пяти суток.
Напомним, что летом 2019 года, похожий блокирующий антициклон стал причиной аномальной жары и засухи в Сибири, а дожди стали напастью для Центрального федерального округа.
Странное предупреждение Путина
На международном уровне проблемам изменения климата в последние годы уделяется много внимания. Мировые лидеры в один голос говорят о необходимости координировать международные усилия по ограничению влияния антропогенного фактора на окружающую природу. Одним из наиболее значимых результатов такой координации стала программа декарбонизации, реализуемая ведущими странами мира, включая Китай. Россия тоже подписала Парижские соглашения и приняла на себя обязательства по сокращению выбросов, а на официальном уровне в стране все чаще говорят о необходимости перестроить экономику, поставив ее на «зеленые» рельсы.
Во время Прямой линии 30 июня президент Владимир Путин высказался о климатических угрозах в следующем ключе: «Как некоторые считают, когда климат <…> на всей планете подойдет к определенной опасной черте, и человечество в этот момент еще и добавит, внесет свой вклад в глобальное потепление, могут наступить необратимые процессы, которые могут привести нашу планету к состоянию Венеры, на поверхности которой, как мы знаем, где-то 500 градусов по Цельсию <…> И будем готовиться к тому, что может наступить неизбежное».
window.addEventListener(«load», () => {
function RA4839830() {
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
}
setTimeout(RA4839830, 2000);
});
Неутешительные выводы ученых
Аномалии в этом году наблюдаются и в Северной Америке. Небывалая волна жары, захлестнувшая Канаду и США этим летом может быть связана с глобальными изменениями климата.
Подъем температуры в Тихоокеанском северо-западном регионе почти до 50 градусов по Цельсию в июне крайне маловероятно мог бы случиться без глобального потепления. К такому выводу пришли ученые из проекта World Weather Attribution (WWA). Проведенный экспресс-анализ показал, что с конца XIX века вероятность подобных волн аномальной жары сейчас увеличилась в 150 раз.
«Эта волна тепла была бы практически невозможна без влияния изменения климата, вызванного деятельностью человека», — заявил один из авторов исследования, климатолог из Королевского метеорологического института Нидерландов (KNMI)Сюкье Филип, участвовавший в исследовании (цитирует Nature). По его словам, в настоящее время такие всплески жары еще можно считать достаточно редким явлением, «но если в результате глобального потепления средние температуры поднимутся на 2 градуса, в будущем аномальная жара будет повторяться каждые пять-десять лет».
Рекордная жара над территорией Северной Америки стояла с 25 июня по 1 июля. В Канаде на фоне нее случились. Экстремальные температуры наблюдались в Портленде, Орегоне, Вашингтоне, в Канаде. От жары зафиксировано около 500 смертей, а в канадской провинции Британская Колумбия было зарегистрировано 180 лесных пожаров. Пиковая температура в регионе достигла 49,6° C.
27 ученых из WWA практически сразу после этих событий провели анализ, который показал «однозначный след изменения климата». Они сравнили наблюдаемую жару с максимальными дневными температурами, предсказанными климатическими моделями, включая моделирование температур в атмосфере, без учета повышения концентрации парниковых газов. Ученые пришли к выводу, что повышение средней глобальной температуры на 1,2° C с позапрошлого века сделало экстремальную жару как минимум в 150 раз более вероятной.
«Анализ был более сложным, чем аналогичные исследования, в том числе исследования волн тепла в последние несколько лет в Западной Европе и России», — отметил соавтор исследования, разработчик климатических моделей в KNMI Герт Ян ван Олденборг (Geert Jan van Oldenborgh).
Зафиксированные пиковые температуры были на 5° C выше, предыдущих рекордов, наблюдаемых в регионе. Есть вероятность, что суровость нынешней волны была связана с засухой накануне и особенностями атмосферной циркуляции.
Возможно, что изменение климата приводит к тому, что местные экстремальные температуры становятся более частыми и интенсивными. Впрочем, эта гипотеза не доказана, добавил Олденборг.
С другой стороны, если гипотеза верна, значит, нужно пересматривать существующие модели прогнозирования с учетом роста вероятности экстремальных климатических явлений. Ученый-климатолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке Джеймс Хэнсон считает, что с глобальным потеплением аномальные всплески жары усиливаются естественным образом. По сравнению с XX веком колоколообразная кривая климатических аномалий стала смещаться в сторону более высоких температур. Получается ассиметрия «с длинным хвостом на горячей стороне», — пояснил Хэнсон.