Как Бразилия дошла до коронавирусной катастрофы

0
146

Пандемия коронавируса обернулась в Бразилии настоящей катастрофой, и местные ученые знают, как до этого дошло.

Прошло более года с момента, когда в Бразилии был зафиксирован первый случай заражения коронавирусом, а сейчас страна «переживает наитемнейшую фазу пандемии». По данным региональных управлений здравоохранения, с момента регистрации первого летального исхода 17 марта 2020 года в стране зарегистрировали 193 949 смертей, а за период с 1 января 2021 года этот показатель составил 195 848. Ученые-вирусологи полагают, что виновником тяжелой ситуации стал отказ правительства следовать рекомендациям специалистов.

Об этом говорится в статье авторитетного научного журнала Nature за авторством Люка Тейлора. Ученые говорят, что администрация президента Жаира Болсонару пренебрегла наукой, отказавшись ввести локдаун и другие меры по ограничению заболеваемости, распространяя дезинформацию о коронавирусе. «Быть ученым в Бразилии — так грустно и разочаровывающе», — заявил эпидемиолог Джесем Орельяна (Jesem Orellana) из Фонда Освальдо Круза (учреждение по исследованиям и разработкам в области биологических наук / Рио-де-Жанейро). «Половину смертей можно было предотвратить. Это тотальная катастрофа», — посетовал Орельяна.

Всплеск коронавирусной инфекции поставил многие бразильские отделения интенсивной терапии на грань коллапса. Ежедневное и ежемесячное число погибших достигло рекордных значений.

На фоне происходящего президента Болсонару стали сравнивать с экс-президентом США Дональдом Трампом, из-за его склонности недооценивать мнение научного сообщества. Болсонару однажды назвал COVID-19 «маленьким гриппом», а в конце 2020 года он выступил против вакцинации, намекнув на опасность вакцин: «Если (в результате прививки) вы превратитесь в крокодила, это ваши проблемы».

Вступив в должность в 2019 году, Болсонару сократил финансирование университетов Бразилии и Министерства науки и образования. Позже он вступил в публичный конфликт с Национальным институтом институт космических исследований, обвинив его в фальсификации спутниковых данных, свидетельствовавших об ускоренной вырубке амазонских лесов. Однако его позиция в отношении пандемии коронавируса у ученых вызвала настоящий шок. «Не думаю, что кто-то из нас мог предвидеть, что все будет так плохо», — заявила микробиолог, президент Института науки и технологии Сан-Паулу Наталья Пастернак.

window.addEventListener(«load», () => {
function RA4839830() {
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
}
setTimeout(RA4839830, 2000);
});

Джесем Орельяна подчеркнул, что Болсонару совершил ошибку, когда в июле прошлого года ослабил контроль за ношением масок. Причем сам президент после положительного теста на коронавирус демонстративно отказывался от этого средства индивидуальной защиты, заявляя, что маски – «для фей». Более того, когда ситуация начала стремительно ухудшаться, президент не стал подписывать указ о закрытии части предприятий, сославшись на ущерб экономике. «К сожалению, в XXI веке нам не удается использовать старые эффективные инструменты, которые могли бы спасти десятки тысяч жизней», — заявил Орельяна.

Ученые отмечают, что эпидемическая катастрофа возникла из-за распространения в Бразилии высоко контагиозной вариации коронавируса P.1. С высокой долей вероятности, очагом распространения P.1 стал город Манаус. Штамм появился примерно в ноябре 2020 года. В январе 2021 года Манаус был захвачен инфекцией P.1, и Орельяна выступил с предложением закрыть город. Однако вместо этого пациентов из Манауса стали доставлять в больницы по всей стране, не озаботившись, что их родственники поедут следом, а аэропорты и автобусные терминалы оставались открытыми. К марту 2021 года выяснилось, что P.1 является доминирующей разновидностью коронавируса, распространившейся по всей стране.

Вирусолог из медицинской школы FAMERP Маурисио Ногейра (Mauricio Nogueira) констатирует, что ученые не могут, как следует, изучить новые штаммы из-за отсутствия средств на проведение фундаментальных исследований, например, «чтобы понять, насколько эти варианты более или менее опасны». Между тем, сейчас в Бразилии циркулирует порядка 90 различных штаммов коронавируса.

По словам Ногейры, политика властей сделала ученых «беспомощными». «У нас есть инструменты или, по крайней мере, возможность помочь стране, но нас игнорируют и не поддерживают на уровне власти», — сказал он.

Президент Бразильского общества иммунологии Рикардо Газинейи (Ricardo Gazzinelli) в числе причин всплеска заболеваемости указал на противодействие правительства Болсонару вакцинации. Болсонару усомнился в целесообразности спешки с закупкой вакцин в конце 2020 года, так как думал, будто пандемия подходит к концу. В результате в настоящий момент только 1 из 10 бразильцев получил вакцину.

По предварительным прогнозам, если не предпринять меры, к июню число погибших от коронавируса может достигнуть 500 тысяч. Такова оценка Института показателей и оценки здоровья (Сиэтл).

Такой пессимизм разделяет Маурисио Ногейра, который в свете сложившейся ситуации констатировал: «Все, что мы можем сейчас сделать – это приготовиться к удару».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here