Писатели, журналисты и философы давно задумываются о важности жизненной цели. Несмотря на их старания у нас пока даже нет чёткого определения этого понятия. По мнению психиатра Виктора Франкла, можно справиться почти с чем угодно, стоит только найти цель. Свою философию он описал в книге «Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере», где, в отличие от современных работ, совсем не говорится о счастье.
Психолог Элизабет Кюблер-Росс, автор пяти стадий горя, утверждает: «В том, что люди живут пустой бесцельной жизнью, отчасти виновато отрицание смерти. Когда кажется, что будешь жить вечно, легко откладывать обязанности на потом».
А вот как говорил писатель Бернард Шоу в пьесе «Человек и сверхчеловек»: «Подлинная радость жизни — отдать себя цели, грандиозность которой ты сознаёшь; израсходовать все силы прежде, чем тебя выбросят на свалку, стать одной из движущих сил природы, а не трусливым и эгоистичным клубком болезней и неудач, обиженным на мир за то, что он мало радел о твоём счастье».
Всё это вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.
Мы с коллегой Патриком МакНайтом предлагаем такое определение: цель — это центральное самоорганизующееся жизненное стремление.
- Это главная составляющая в идентичности человека. Если бы вас попросили расположить характеристики своей личности на круглой доске, это стремление оказалась бы почти в самом центре.
- Оно задаёт систематические паттерны поведения в повседневной жизни. А это проявляется в том, какие задачи вы себе ставите, сколько усилий на них тратите, как распределяете время.
Жизненное стремление мотивирует человека определённым образом затрачивать ресурсы и отказываться от других опций. Конечные цели и проекты — это ответвления большого жизненного стремления. Его невозможно осуществить целиком — можно лишь постоянно направлять силы на вдохновлённые им проекты.
Конечно, всё это мало продвигает нас к выявлению собственной цели. Проводившиеся до настоящего времени исследования слишком упрощают тему. Учёные пока обнаружили только что люди, которые набирают больше баллов в опросниках о цели, более положительно оценивают свою жизнь.
Мы написали работу Purpose in life as a system that creates and sustains health and well-being: An integrative, testable theory. , в которой разобрали глубинные процессы, объясняющие, почему наличие жизненной цели влияет на здоровье и благополучие. В ней мы описали десять возможных связей цели с разными жизненными аспектами.
Вот краткое изложение наших тезисов:
1. Когнитивная вовлечённость. Мы не считаем, что цель — обязательное условие для повседневной жизни. Люди без цели просто когнитивно не вовлечены. Это немного повышает риск нежелательных последствий: проблем с психическим и физическим здоровьем, короткой продолжительности жизни. Но долгая здоровая жизнь и повседневное существование — это не синонимы.
2. Конечные цели. Есть разные теории того, почему люди совершают те или иные поступки. По нашему мнению, потребности могут быть обусловлены фактором высшего порядка — целью.
Имея цель, люди лучше осознают свои внутренние ценности, интересы и стремления.
При этом жизненная цель не обязательно предполагает какой-то осязаемый результат. Но она мотивирует стремиться к более мелким конечным целям. По ним можно составить частичное представление о человеке. Ну а чтобы понять его целиком, нужно анализировать фактор более высокого уровня — его главное жизненное стремление.
3–4. Постоянство поведения. Жизненная цель — стимул постоянства в поведении. Она помогает преодолевать преграды, искать альтернативы и концентрироваться на своём намерении, даже когда во внешнем мире что-то меняется.
5–6. Внешняя среда и стресс. Взаимодействие человека со средой очень важно. В определённых условиях жизненная цель может стать невыгодной. А в некоторых случаях, например при тюремном заключении, среда может мешать движению к цели. От этого человек испытывает сильный стресс.
Само наличие цели, вероятно, приводит к тому, что люди сильнее ощущают психологическое и физическое напряжение (стрелка 6). Однако стрессовая реакция снижается, когда условия внешней среды складываются более удачно.
7–9. Религиозность и здоровье. Многие исследования жизненной цели ограничиваются религиозностью и духовностью. Они приходят к выводу, что высокий уровень религиозности связан с высоким уровнем здоровья. Мы считаем, что в разные периоды жизни цель может как влиять на религиозные убеждения, так и испытывать их влияние на себе (стрелка 7).
Большинство людей приобщается к религии в детстве под влиянием родителей. Их убеждения вызваны воспитанием и подражанием старшим, а не внутренними характеристиками. Поэтому рано приобретённая религиозная принадлежность может сформировать жизненную цель. Но после этого причинная связь меняется: цель определяет религиозность.
Последняя также косвенно связана с физическим (стрелка 8) и психическим (стрелка 9) здоровьем. Жизненная цель при этом служит посредником между ними.
10. Индивидуальные различия. Существуют условия, из-за которых некоторые просто не могут иметь жизненную цель. Самое вероятное из них — сниженные умственные способности. В том числе вызванные мозговыми травмами, заболеваниями (например, деменцией) или алкоголизмом.
Человеку, который не способен понять абстрактные концепции, сложно будет сформулировать цель. Для этого нужны проницательность, самоанализ и планирование.
Однако люди, не имеющие цели, вполне могут прожить счастливую и плодотворную жизнь. А вот осознание её отсутствия, наоборот, может привести к страданиям. Это происходит не так уж редко. Ведь способность сформулировать цель не гарантирует, что человек будет к ней стремиться.
Одна из удивительных сторон науки в том, что каждое исследование приводит к новым вопросам. И в сфере жизненных целей многие из них по-прежнему остаются без ответов: например, как цели формируются, развиваются и какую именно пользу нам приносят.