Обострение противостояния в Карабахе отметилось активным использованием боевых беспилотников азербайджанской стороной.
Едва ли не каждый день Армения сообщает о сбитых БПЛА, атакующих позиции Армии обороны НКР.
Как заметил журналист, депутат Мосгордумы Андрей Медведев, активное использование БПЛА в Карабахе стало поводом для разговоров об эффективности этого вида вооружений в современной войне.
«На основе опыта Сирии и вот теперь Карабаха, где используются турецкие. «Байрактары», делается вывод о чрезвычайной эффективности этого вида вооружений. Что конечно верно, но лишь отчасти», — написал Медведев в своем Telegram.
Дело в том, что в Сирии, Ливии и Карабахе беспилотники действуют почти в тепличных условиях, когда у противника практически отсутствует современная система ПВО.
Даже наличие у сирийской армии «Панцирей» расклад сил не меняло. В такой расстановке БПЛА, действительно, выглядят убедительно. Однако можно посмотреть на многочисленные попытки атаковать беспилотниками российскую базу Хмеймим. И тут картина диаметрально противоположная.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Вопрос о том, как будут работать беспилотники, столкнувшись с современной армией, все еще открыт.
«Я даже не беру армию российскую, где и мобильные комплексы ПВО, и мощнейшая система РЭБ, и тактические ракеты, вроде Точки, которые как раз должны уничтожать центры управления беспилотниками. Так вот не факт, что беспилотники сами по себе в таком случае будут эффективны хотя бы на половину», — продолжил Медведев.
К числу достоинств боевых беспилотников он отнес дешевизну их применения и снижение потерь живой силы. «Беспилотники снижают реакцию общества на войну. Чай, не солдаты гибнут, железки летающие», — пояснил Медведев, подытожив, что современные БПЛА пока могут быть эффективны только против армий слаборазвитых стран, чьи армии воюют на уровне тачанки с пулеметом и ручного стрелкового вооружения.
Военный корреспондент Александр Коц по поводу эффективности БПЛА подчеркнул, что в основном о ней судят по успешно проведенным атакам. Но процент «осечек» особо не афишируется.
«В любом случае недооценивать роль БПЛА в современных боевых действиях, конечно, не стоит. Но и преувеличивать их возможности я бы не стал», — подчеркнул Коц.
Рассуждая об атаках турецких БПЛА по позициям сирийской армии, военкор сообщил, что Турция в большинстве случаев почти не встречала никакого противодействия ПВО.
«На руку Анкаре сыграло и традиционное фатальное пренебрежение сирийскими войсками элементарными фортификационными средствами. За все мои командировки в Сирию я ни разу не встречал местного бойца с лопатой. Что такое окапываться, они не знают в принципе. Ни блиндажей, ни укрытий для техники. Турецкая беспилотная авиация расстреливала их, словно в тире», — поделился Александр Коц.
Ситуация несколько изменилась, когда к Идлибу (последнему очагу терроризма в стране) на помощь армии САР привезли «Буки» и «Панцири».
«Им за несколько дней удалось сбить 12 беспилотников — 5 аппаратов «Анка» и 7 «Байрактаров».В Карабахе с фортификацией все намного серьезнее. А вот современных средств ПВО явно не хватает. Одними «Осами» сыт не будешь», — резюмировал Коц.