Российская космонавтика теряет главных клиентов: вслед за американскими космонавтами от нас уходят европейские – они хотят летать на многоразовых кораблях из США
Застрял в пробке
Внезапно ставший знаменитым робот Федор (Final Experimental Demonstration Object Research, он же Skybot F-850, про предыдущие 849 попыток мы ничего не знаем) стал нашим ответом космической «Тесле» Илона Маска, но надо признать, что ответ получился так себе. В духе продуктового эмбарго, которым мы отреагировали на западные санкции. Половину деталей робота мы не смогли произвести у себя – пришлось заказывать у проклятых западных партнеров и в Японии.
Но в космос Федор все же полетел, причем на отечественном корабле «Союз». С первого раза пристыковаться к МКС не удалось из-за нештатной ситуации (впервые в истории МКС корабль пришлось отвести на значительное расстояние от станции), и злорадные блогеры приготовились торжествовать. Одна из лучших шуток – «Робот Федор по приказу ЦУПа пошёл на таран американского сегмента МКС, но ожидаемо промахнулся». Однако после работы над ошибками Федор все-таки оказался на МКС и руками пиарщика «Роскосмоса» извинился перед миром за то, что «застрял в пробке».
Функции робота на орбите минимальны: на него наденут костюм оператора, после чего Федор протрет стекло иллюминатора, подержит фонарик, зачем-то перережет какой-то провод и воткнет штекер в гнездо. Этот набор умений напоминает рассказ Генри Каттнера «Робот-зазнайка», когда самое сложное в мире устройство собрали для открывания пивных банок. Похоже, Федор пока что не более полезен, чем давным-давно побывавшие на орбите «Декстр» из Канады и R2 из США. Добавим, что Федор опоздал на пять лет – его предшественник SAR-400 должен был полететь на МКС еще в 2014 году, но что-то пошло не так.
В перспективе роботы, безусловно, заменят людей на рутинных работах и экспериментах в космосе, но на данный момент они к этому не готовы – не хватает в первую очередь физической гибкости конечностей. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пообещал, что в следующем своем полете Федор уже сможет выйти в открытый космос. С деликатностью гиппопотама в китайской лавке он предупредил журналистов, чтобы они не ожидали чудес: «Это самое начало работы, не надо никакой эйфории, надо относиться к этому осторожно, тем более что у наших партнеров в аналогичной ситуации машина не работала».
Фрикции и пиар
У насквозь провластной Тины Канделаки, которая, однако, не стесняется пользоваться запрещенным Telegram, сейчас очень хороший спичрайтер (или постмейкер, или хайпкриэйтор, на ваш вкус). «Не смогла посмотреть трансляцию стыковки на сайте «Роскосмоса» (ролик не открылся), и пришлось воспользоваться услугами NASA TV» – бросает супруга топ-менджера «Ростеха» увесистый камешек в соседний огород. Голос Канделаки признаёт, что «»Роскосмос» устроил пиар-акцию длиной в 4 дня, нагрузив корабль роботом, который даже не нужен внутри МКС. Без Федора можно было бы погрузить на Союз еще 160 кг средств гигиены или продуктов питания – четвертую часть всех полезных грузов. Но, согласитесь, было бы не так интересно».
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Однако уже через три часа пиарщик Тинатин Гивиевны изменил тон оценки действий коллег: «За фрикциями робота Федора остался незамеченным другой инфоповод космического направления. Итальянский космонавт Лука Пармитано был последним, кто полетел от агентства на МКС на российском пилотируемом корабле «Союз». Дальше летать будут американскими кораблями. Так что в этой связи даже субботний провал при стыковке «Союз МС-14» видится полноценным PR-успехом. Ведь намного лучше обсуждать приключения Федора, чем поражение космической дипломатии».
Хорошо сказано! Именно поэтому мы обсудим поражение космической дипломатии.
В ожидании «Федерации»
Когда Рогозин напоминал про неудачу «партнеров», уже стало известно, что в ближайшие годы европейские астронавты будут летать на американских кораблях. Об отказе Европы от «Союзов» объявил Рене Пишель, постоянный представитель Европейского космического агентства (ЕКА) в России. Он находится на этой должности уже почти 11 лет, а до этого судьбинушка немало помотала специалиста. Француз по имени и немец по фамилии, он родился в ГДР, а образование получил в Харькове – фактически наш человек. Примечательно, что и последним европейским космонавтом на «Союзе» стал итальянец – представитель страны, с которой у нынешней России, пожалуй, наилучшие отношения во всем Евросоюзе. То есть приговор европейскому экспорту русской космонавтики подписали, в общем, союзники. Вот уж действительно – спаси меня, боже, от друзей, а с врагами я сам разберусь.
Почему Европа пошла на такой шаг, учитывая, что пилотируемых кораблей у США по сути нет, их разработка лишь приближается к финалу? Судя по всему, Европейское космическое агентство банально испытывает нехватку средств и намерено приостановить программы, не дающие реальных результатов, тем более что мозговые центры космонавтики все равно находятся в России и Штатах. Но как это сделать, не потеряв лицо? И тут очень кстати приходится маневр со сменой патрона.
Наши специалисты утверждают, что полеты на «Союзах» в два раза дешевле, чем на американских кораблях, но пока что эти высказывания основаны лишь на использовании частных Crew Dragon Илона Маска. Впрочем, разработка Boeing для NASA должна получить необходимые документы для полетов к МКС уже весной 2020 года, тогда, возможно, станет яснее и с ценой. Нет сомнений, что нынешняя пиар-победа американских разработчиков будет щедро оплачена, так что первые европейцы, вполне возможно. полетят на новеньких CST-100 Starliner вообще бесплатно.
Одно из главных преимуществ американских кораблей перед российским «Союз-МС» – простор. Разработки и Маска, и Boeing способны взять на борт до семи человек, при этом и спусковые капсулы подразумевают повторное использование. В «Союзы» же помещается не более трех космонавтов, и многоразовости они не подразумевают. Сейчас идет работа над кораблем «Федерация», но по ряду базовых параметров он уже на стадии разработки уступает конкурентам.
Тем не менее отметим, что Пишель сказал именно о «Союзах», а не о «российских кораблях». То есть для «Федерации» дверь открыта.
Африка не согласна
Но, может быть, европейцы поторопились со своим решением? В этом уверены, например, эксперты, подпитывающиеся в России и первым делом выучившие нашу национальную поговорку «Чей хлеб жуешь, того и песенку поешь». Доктор Хусейн аль-Шаваи, представитель великой космической державы Египет (все же помнят, что пирамиды построили инопланетяне?), заявил о ненадежности европейских и американских кораблей по сравнению с российскими. Аргумент неоспорим: «Арабский регион использовал «Союзы» несколько раз. И надежность была стопроцентной». Так что Египет отказываться от «Союзов» не намерен, тем более что эта надежность финансово обеспечивается отнюдь не в Каире. Так, египетский зонд EgyptSat-2 изготавливался в РКК «Энергия», был потерян через год после запуска, после чего российская страховая компания была вынуждена компенсировать Египту издержки. Как говорили удачливые игроки в старину своим партнерам, «пью за ваше здоровье и за ваш счет».
Что ж, если для объяснения европейской неудачи потребовалось привлекать африканского эксперта, значит дело действительно плохо. «Роскосмос» и, возможно, МИД проиграли важное сражение, что, безусловно, отразится на финансирование разработки «Федерации». В космической гонке поотставшие было американцы (они не проводили пилотируемых запусков с 2011 года) вновь вырываются вперед.
Впрочем, наш Федор умеет владеть и пистолетом, и дрелью. Может, просто перестрелять всех конкурентов, просверлить стенки в МКС и спокойно дышать полным вакуумом?