Столица не справляется с ростом числа заболевших предположительно индийским штаммом коронавируса. Врачи в поликлиниках не умеют их отличать, но есть версия, что иммунитет от китайского штамма с новой угрозой справляется плохо.
Коек не хватает. Кто виноват?
Вечером 17 июня мэр Москвы Сергей Собянин заявил о близости «временных, но жестких» решений по коронавирусу. То есть локдаун за счет работодателей, ужесточение масочно-перчаточного режима и принудительная вакцинация – это только начало.
Озабоченность столичного мэра можно понять: «Пять дней назад у нас было около 13 000 коек, и за несколько дней мы все «съели» в ноль. За этот период нарастили еще 3000 коек» – сетует он. А койки и выплаты врачам в «красной зоне» – это, между прочим, существенные деньги. Ведь Москве приходится даже арендовать больничные площади, потому что своих не хватает. А предприимчивые бизнесмены берут немало.
Журналист Мария Иваткина в своем разоблачительном фильме о королях отечественной фармы, правда, показывает эту ситуацию в несколько ином свете: ссылаясь на государственную закупку услуг по аренде нежилых помещений, она показывает, как люди Сергея Собянина (конкретно – тогдашняя глава Департамента имущества Наталья Сергунина) отдавали здания медицинского назначения олигархам от фармакологии, в частности Виктору Харитонину, а потом арендовали их же за городской счёт для размещения коронавирусного госпиталя (живой пример расположен на улице Академика Павлова в доме 22).
То есть нехватка площадей и, как следствие, повышенные расходы на них – результат собянинской же оптимизации московского здравоохранения.
Нет контроля – нет дисциплины
Тем не менее проблема остается: вирус никуда не делся, надо людей лечить, а еще больше – предохранять от заразы. Маски и перчатки не помогают главным образом тем, что отсутствуют: Собянин изначально не решился пойти на жесткие «китайские» меры контроля, да и сами контролеры, которых в народе ласково называют «ковидным гестапо», просто не рискуют выдергивать нарушителей в переполненном метро, не без оснований опасаясь неконтролируемой реакции людской массы.
window.addEventListener(«load», () => {
function RA4839830() {
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
}
setTimeout(RA4839830, 2000);
});
И все же требование обязательной вакцинации определенного процента представителей определенных профессий для многих стало перебором – особенно если учесть, что буквально накануне этого решения президент Владимир Путин высказался против обязаловки в этом вопросе. Неудивительно, что в контролирующие органы посыпались десятки жалоб, указывающих на отсутствие у главного санитарного врача региона полномочий на столь радикальные решения. Кстати, характерно, что Сергей Собянин, устно поддерживая вакцинацию и агитируя за нее, все же не подписывал соответствующего документа. Береженого Бог бережет?
Законом не обеспокоены
Перед нами, например, заявление в Генпрокуратуру, отправленное руководством общественной организации «Зов народа». В документе указывается, что:
под видом легального правового акта, но неправовым способом, с явным превышением должностным лицом своих полномочий, создан механизм, который будет неизбежно приводить к неправомерным методам воздействия на граждан…
работодатели, находясь под угрозой крупного штрафа и в условиях административного давления, не имея при этом чёткой регламентации по вопросу о том, как должно быть организовано «проведение профилактических прививок» не менее 60% сотрудников, будут прибегать к угрозам увольнением, отстранением от работы, перевода на иную должность, снижения заработной платы и т.п.
Перечисляя далее законы и подзаконные акты, авторы делают уверенный вывод о том, что
полномочие по установлению перечня граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, у главного санитарного врача Андреевой Елены Евгеньевны на момент издания Постановления от 15.06.2021 №1 отсутствовало, о чем в силу занимаемой должности и квалификационных требований к указанной должности ей не могло быть неизвестно.
В ответ на аналогичные заявления Роспотребнадзор рассылает штампованные ответы со ссылкой на приказ Минздрава от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям», но вот беда – в этом календаре нет и не могло быть ни слова о прививках от коронавируса, которыми, собственно, и приняли колоть москвичей. В Госдуме зарегистрирован законопроект о включении новых вакцин в документ, но пока он остается проектом и лежит под сукном. Таким образом, мы видим рассогласованность действий федеральной и региональных властей, а также животный страх первой брать на себя серьезную ответственность за происходящее.
Именно это, а также демонстративное неуважение властей к мнению избравших их жителей, и вызывает негативную ответную реакцию. В опасности коронавируса сомнений нет, в эффективности прививок есть (сейчас активно обсуждают «ЭпиВакКорону», у которой лишь половина добровольцев сохранили антитела через 9 месяцев), но есть и понимание того, что привитые болеют легче.
* * *
Вслед за Москвой требования об обязательных прививках опубликовали санитарные власти Московской, Сахалинской и Кемеровской областей. Очевидно, что этот список будет расти. А по Москве уже ходит хорошая шутка от остроумцев из «Панорамы»:
Москвичей, отказавшихся от вакцинации, заставят принять участие в программе «Дальневосточный гектар».
Может быть, именно это подразумевал Собянин под «новыми жесткими мерами»?