Удивительные отношения, живо напоминающие сказку про лису и зайца, наладились между Академией Михалкова и Театром киноактера. Найдется ли благородный петух, способный вмешаться в печальный ход событий?
Московский государственный Театр киноактера прекратит свое существование до конца 2019 года. Вместо него появится Центр театра и кино на Поварской. Художественным руководителем организации, по всей видимости, останется легендарный Никита Михалков – по крайней мере, именно он является душой реформы.
Не мешает напомнить, как развивались события.
Частное учебное учреждение, Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, получила лицензию в 2015 году и тут же обосновалась на трех этажах Театра киноактера на Поварской улице (исторический Дом политкаторжан). Этот уникальный для своего времени театр был создан в 1943 году для загрузки работой оставшихся без съемок киноактеров. Во время войны, понятно, художественных фильмов снимали совсем мало, а вот театр был очень востребован.
Год обучения в новом учебном заведении обходился в 400 тысяч рублей; впоследствии таксу снизили до 340 тысяч. По нынешним временам это весьма по-божески.
В 2017 году Никита Сергеевич стал художественным руководителем Театра киноактера, на трех этажах которого ютилась его академия. Это очень напоминает сказку «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». Важно, что пост директора не прельстил режиссера – дело в том, что директора государственных учреждений обязаны публиковать свои декларации, а творческие сотрудники – нет. Правда, декларацию с 2017 год Михалков все-таки опубликовал (чуть более полумиллиарда рублей), но реакция общества ему явно не понравилась.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Во время работы Михалкова в здании сменяли друг друга дорогие рестораны. Сотрудники театра приписывают режиссеру владение минимум одним из них (актер Виктор Гунин говорил тогда: «Что нам толку от появившегося в здании итальянского ресторана, принадлежащего Михалкову? Нам финансы не позволяют по таким заведениям ходить»), но мы доказательств этому не нашли. Зато точно известно, что на фасаде здания привычную афишу театра заменил портрет дорогого Никиты Сергеевича с рекламой его Академии.
Став фактическим хозяином Театра киноактера («Мы уговаривали Никиту Сергеевича, чтобы он пришел в наш театр», говорил директор театра Сурен Шаумян), Михалков затеял там масштабный ремонт, причем первым делом выселил не ресторан или Академию, а собственно театр: забота мэтра о коллегах не знает границ, творить в небезопасных условиях нельзя.
По другим направлениям Михалков также начал обустраивать театр с первых дней. Да так активно, что очень скоро на Change.org появилась петиция с громким и не слишком умным названием «Банкротство театра киноактера. Уголовное дело и арест». Авторы петиции прямо обвинили директора театра Сурена Шаумяна в попытках «развалить театр в угоду Академии Михалкова Н.С.». Что ж, судя по последним новостям, в определенной прозорливости этим людям не отказать.
По словам ветеранов театра, Михалков сразу начал вливать свежую кровь – обновил состав труппы учащимися собственной Академии, отдал ученикам гримерные, закрыл ряд постановок, чтобы отказаться от услуг нескольких артистов-договорников и тем самым освободить вакансии. Да, некоторым сотрудникам театра было за 80, они годами не появлялись на сцене, но государственный театр с давних пор предоставлял такую поддержку заслуженным ветеранам (зарплаты там крохотные). Увы, как это происходит во многих государственных корпорациях и компаниях, новый сильный руководитель обращается с вверенной ему структурой как с личной собственностью.
Именно поэтому, как мы уже сказали вначале, в 2019 году, будучи уже фактическим хозяином Театра киноактера, Михалков объявил об уничтожении этого театра, который впредь будет безлико называться Центром театра и кино. Тем самым уничтожается сама направленность уникального театра, дававшего зрителям возможность вживую увидеть работу любимых киноартистов. Окружение Никиты Сергеевича не устает повторять, что для актеров все станет только лучше, но тогда непонятно, в чем смысл реформы. А вот сам Михалков – человек откровенный, поэтому он честно заявил: «Это будет совершенно новая творческая субстанция, которая будет жить по другим законам».
А законы, как известно, Никита Сергеевич пишет под себя – ему можно бить ногой в лицо обездвиженного оппонента, можно ездить по встречной полосе, можно втискивать семиэтажную гостиницу в старый московский пейзаж…
И заменять первое в мире театральное объединение киноактеров «совершенно новой субстанцией» – тоже, видимо, можно.