В России выходит в финальную стадию процесс перевода медицинских учреждений на самоокупаемость. Это поставит крест на еще пока сохраняющейся иллюзии наличия в стране бесплатного здравоохранения.
Совершенно ясно, что при нынешнем курсе возврата даже к постсоветской ущербной медицине, сохранившей хотя бы остатки человечности уже не будет. Медицина стремительно становится сферой услуг, платных услуг.
Об этом в интервью ИА Красная Весна заявила врач-хирург с 30-летним стажем Елена Баркова, комментируя конфликт вокруг онкоцентра имени Н. Н. Блохина.
Баркова сообщила, что знакома с ситуацией в онкоцентре со слов знакомых врачей. Которые не далее как этим летом с большим теплом и одобрением отзывались о медперсонале детской онкологии.
По словам собеседницы издания, суть конфликта в онкоцентре не только в урезании зарплат сотрудникам, но главным образом, в личных отношениях между замдиректором по научной и лечебной работе НИИ детской онкологии и гематологии Георгия Менткевича и новым руководством. Последнее занимается тем, что «ломает сложившийся за годы работы коллектив, выживая лидеров».
Врачи хотят, чтобы с ними считались, но этого не будет. Есть курс на перевод здравоохранения на рельсы экономической целесообразности, а для этого на местах нужно переформатировать коллективы, «нужно поменять личный состав медицинских организаций», пояснила Баркова.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
С начала 90-х в России планомерно шла десакрализация медпомощи. Основную роль здесь сыграл рынок. Сейчас нет уважения ни к какому труду в принципе, в том числе, к труду учителей и врачей.
Федеральные СМИ между тем, продолжают рапортовать об успехах оптимизации и повышении качества оказываемых услуг. При этом, протестующие врачи и медсестры подаются как неудачники и склочники, пренебрегающие долгом перед пациентами, ради удовлетворения личных амбиций. Система без проблем выкинет этих людей на задворки, и уже открыто говорит о том, что наберет во врачи мигрантов, которые «будут работать и не возбухать», раздав им гражданство.
Сам по себе протест медиков вряд ли наберет достаточную массовость, чтобы переломить негативный тренд. Дело в том, что государственные медучреждения успели в своей сущности превратиться в торговые ларьки. «Ну, а против чего можно протестовать в ларьке, кроме прямого нарушения законов? Вот большинство медиков и приспосабливается», — посетовала Баркова.
В заключение она поделилась субъективным впечатлением, что здравоохранение в России разрушено окончательно, а выстраивать новую человеческую систему придется с нуля, причем в рамках совершенно другой парадигмы, где в основе деятельности врачей ляжет нечто невещественное. В данный же момент балом правят исключительно деньги, заключила Баркова.
Стоит отметить, что очередным свидетельством такой позиции власти, рассматривающей здравоохранение как сферу платных услуг можно считать предложение от 4 октября президента Владимира Путина создать госкорпорацию в сфере здравоохранения по примеру «Росатома». Путин напомнил, что когда-то Сергей Кириенко создал «Росатом», который «функционирует весьма эффективно», а здравоохранение в качестве «системы услуг» работает как корпорация.
Напомним, на прошлой неделе в сети появилось видео обращения сотрудников НМИЦ имени Н. Н. Блохина, в котором те заявили об увольнении из-за нищенских зарплат. В общей сложности уволиться обещают 26 врачей. Сотрудники будут уходить из медучреждения постепенно, чтобы закончить лечение своих пациентов. Вначале руководство центра Блохина отвергало информацию о снижении зарплат сотрудникам. Но позже директор НМИЦ онкологии Блохина И.С. Стилиди признал проблемы с выплатами зарплат и объяснил их так: «Денег нет из-за неправильной работы финансистов, в начале года я запросил деньги у Минздрава, которые дадут в конце октября, а ФОМС должен перевести 56 млн, но еще не перевел. В регионах ФОМС банкрот».