Проблема импортозамещения вновь выходит на первый план.
Член Совета по правам человека при президенте России, руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в эксклюзивном интервью INFOX заявил, что почти за десять лет в этой системе мало что поменялось. Он утверждает, что ответственные за реализацию важнейшей для государства программы на самом деле не заинтересованы в ее успехе. Увы, зачастую импортозамещение сегодня сводится к переклеиванию шильдиков на китайские товары.
Смена шильдиков
На новые проблемы в сфере импортозамещения обратил телеграм-канал «Незыгарь», известный своей близостью федеральной власти. Ресурс сообщил, что «вопрос импортозамещения, фактически не выходящий из повестки на протяжении последнего года, обнажил новую проблему – тотальной «китаизации» отечественного производства». По данным канала, который в свою очередь ссылается на инсайдеров, национальная экономика и промышленность остро нуждаются в собственных разработках, в том числе интеллектуальных. Однако все чаще и чаще власти сталкиваются с откровенной подменой: когда вместо отечественных продуктов на выходе происходит лишь перевешивание шильдика и смена ценников.
При этом источники утверждают, что речь идет как о высокотехнологичных продуктах, так и о тех, которые не требуют уникальных компетенций.
«Таким образом, по ряду направлений фиксируется вполне определенный тренд: финансирование на проекты в сфере импортозамещения расходуется не адекватно поставленным задачам», — сообщил «Незыгарь».
Канал также привел информацию со ссылкой на источник в одной из российских промышленных корпораций, что данный этап развития страна ранее уже проходила: в частности, после 2014 года и введения первых ограничительных мер Запада в отношении России в стране начался пресловутый «бум импортозамещения». Тот период специалисты характеризуют как «китайский» — имея в виду то, что продукция из Поднебесной стремительно «превращалась» в российскую. Однако в тот момент санкционное давление на РФ было куда меньшим, не представляя реальной угрозы для функционирования ключевых отраслей экономики.
function RA4839830() {
window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-48398-30’,
blockId: ‘R-A-48398-30’
})
})
}
document.addEventListener(«DOMContentLoaded», function(){
setTimeout(RA4839830, 2000);
});
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что после начала специальной военной операции в феврале 2022 года ситуация кардинально поменялась: на фоне беспрецедентного санкционного давления страна начала сталкиваться с множеством проблем в самых разных отраслях.
Беда том, что зачастую на уровне регионов подходы к работе по импортозамещению практически не поменялись.
«Пресловутая «китаизация» не является абсолютным злом; например, возрождение «Москвича» как проект в сфере автопрома может иметь определенные перспективы. Однако очевидно, что востребована избирательность подхода и понимание того, что подчас за таким «импортозамешением» — именно в кавычках – стоят вполне влиятельные лоббисты, которые строят успешный бизнес на переклейке шильдиков на чужую готовую продукцию», — заключает «Незыгарь».
Ранее о проблемах с импортозамещением публично заявил член Совета Федерации Андрей Клишас. Год назад сенатор указал, что в России программа импортозамещения провалена полностью. «Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах», — добавил он.
Вскоре после начала специальной военной операции российские власти обещали поддержать отечественных производителей, чтобы ускорить импортозамещение в некоторых отраслях. В частности, субсидирование обещали фармацевтическим компаниям, чтобы снизить зависимость российского рынка от импортируемых лекарств.
Вместе с тем предприниматель Олег Дерипаска предостерег компании от назначения «начальников по импортозамещению». По его словам, они должны не создавать такие условные должности, а ориентироваться исключительно на потребности бизнеса.
Школам в рекомендовали провести особые уроки о пользе импортозамещения, Минпросвещения ранее подтвердило, что разослало методички. В них говорилось о «важнейших направлениях антисанкционной политики», которые называл глава российского правительства Михаил Мишустин, — это «защита внутреннего рынка и поддержание занятости трудоспособного населения».
Закупать нельзя производить
Член СПЧ при президенте России, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов пояснил INFOX, что для успешной реализации программы импортозамещения не хватает самого главного – технических кадров.
«Проще говоря, у нас должны быть свои руки. Однако практически ничего для этого в системе образования сделано не было», — признал Кабанов.
Он также отметил, что в России необходимо кардинально поменять систему государственных закупок. В частности, по словам собеседника INFOX, отечественные производители должны быть обеспечены заказами на несколько лет вперед, но пока, признал Кабанов, этого нет.
«Увы, чиновники в профильных корпорациях и ведомствах не заинтересованы в развитии нашего производства. Почему? Да потому, что им выгоднее закупать, чем производить. На откатах делаются быстрые деньги. Потому мы видим, что идет имитация импортозамещения», — подчеркнул Кабанов.
Он признал, что впервые вопрос импортозамещения был поставлен еще в 2014 году, однако с тех пор, пояснил он, с ответственных лиц так никто и ничего не спросил. Кабанов также указал, что на сегодняшний день также не обнародованы реальные показатели эффективности программы.
То, что делают наши «инноваторы», я бы расценивала, как преступления против государства. Об этом INFOX заявила политолог Алина Жестовская.
«Пытаясь оптимизировать собственные расходы, повысить маржинальность, они вместо разработки и производства, занимаются переклеиванием шильдиков уже десятый год подряд. Успехов на этом поприще не будет до тех пор, пока за подобные явления не начнут давать огромные сроки с конфискацией. На мой взгляд, это будет крайне справедливо и грамотно. У нас нет кризиса ума, у нас кризис жадности, тупости и недальновидности. Когда под видом импортозамещения происходит технологический ребрендинг китайских товаров, еще и за счет федерального бюджета — вот это действительная измена Родине», — констатировала Жестовская.
«Догнать передовые страны»
Эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач в разговоре с INFOX напомнил, что советская промышленность по ряду направлений всегда уступала производственным возможностям стран Запада и США. Вследствие чего после распада СССР не смогла конкурировать и деградировала, соответственно, Россия заняла место в международной экономике в качестве страны-поставщика природных ресурсов и отдельной номенклатуры товаров, взамен получая необходимые для экономики товары и оборудование. Такая политика, говорит Храпач, привела к тому, что производить российские аналоги европейским, американским и азиатским товарам не имело смысла, в связи с их неконкурентоспособностью.
«Теперь восстановить промышленность до уровня хотя бы частичного реального, а не декларируемого импортозамещения невозможно, поскольку такой процесс предполагает создание технологий и производственной базы из станочного парка, которые мы также не производим, не говоря уже о технологиях, базирующихся на научных фундаментальных и прикладных школах, которые мы также утратили еще в 90-е. Поэтому фактическую неспособность импортозаместить номенклатуру товаров, в которых нуждается страна, залегендировали китайскими шильдиками, о чем бравурно и отчитались в высоких кабинетах на Краснопресненской набережной и чуть повыше», — пояснил эксперт.
Храпач напомнил слова Владимира Ленина, который говорил, что «революция сделала то, что в несколько месяцев Россия по своему политическому строю догнала передовые страны».
«Перефразируя его слова: изоляция России от современных технологий, финансового рынка, научного обмена с ведущими странами за 9 лет привели ее к отсутствию индустриального и технологического суверенитета, который нечем восполнить. Любая технология основывается на результатах научной деятельности, воплощается с помощью специалистов и материализуется посредством индустриальной базы, но по всем показателям этой цепи в России нет сколько-нибудь значимых достижений», — констатировал эксперт.
Безусловно, задача перехода к «натуральному хозяйству», производству всего своими силами, невзирая на расходы и трудности, не стоит, пояснил INFOX зампред думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов. По его словам, полностью российской в перспективе должна быть стратегически важная продукция — от оборонной отрасли до IT-сектора.
«В целом общая техническая база производств может складываться из различных компонентов, главное, чтобы были резервные пути поставок тех комплектующих, которые невозможно или нецелесообразно изготавливать в России. Именно поэтому достижение технологического суверенитета складывается из двух компонентов — подъема собственного производства и выстраивания новых логистических цепочек, страхующих от срыва поставок и обслуживания. Полагаю, что Китай сегодня, как вторая экономика мира, вполне логично заместил поставки из недружественных стран — как формально, предлагая продукцию западных стран, так и действительно замещая китайской продукцией европейскую», — пояснил Кирьянов.
При этом, признал он, существуют попытки российских предприятий замаскировать китайскую продукцию под отечественное производство. Однако Кирьянов заверил, что «эти моменты мониторятся со стороны Минпромторга и других органов власти, включенных в процесс организации импортозамещения».