Система «Окулус» для мониторинга Сети с целью поиска запрещенного контента вряд ли станет примером возможностей искусственного интеллекта.
Скорее, примером возможностей пары офисов с нанятыми сотрудниками, которые в ручном режиме будут отслеживать активность пользователей интернета.
К такому выводу пришел эксперт в области кибербезопасности Андрей Масалович после изучения требований тендера от Роскомнадзора.
Ранее стало известно, что РКН выделил деньги на разработку системы на основе ИИ, которая с помощью нейросетей самостоятельно будет определять запрещенный контент.
Заказ будет исполнять ООО «Эксикьюшн Эр Ди Си», учрежденная в 2014 году. Срок реализации контракта – 12 декабря 2022 года. Стоимость контракта составила 57,7 млн рублей.
Ожидается, что «Окулус» будет анализировать огромные объемы контента: переписку на форумах, изображения и видеоматериалы. Система будет блокировать контент с признаками экстремизма, призывами к незаконным мероприятиям, высказывания с явным неуважением к обществу и государству, инструкции изготовления запрещенных веществ и изделий, пропаганду нетрадиционных отношений.
Андрей Масалович в эфире радиостанции «Говорит Москва» более подробно разобрал некоторые условия тендера. «Одно из очень корявых требований, заявленных в этом контракте — это обработка двух изображений в секунду, а это — ничто», — заявил Масалович.
Получается, что алгоритм будущей программы рассчитан на чрезвычайно медленную работу. Создается впечатление, что заказчик выбрал фирму, которая пообещала: «Мамой клянемся, всё сделаем», — особо не рефлексируя на тему медленных алгоритмов. Либо условия тендера подобраны так, чтобы соответствовать тому подрядчику, что есть. Второй вариант логичен, если смотреть на сроки проведения работ. Три месяца – это слишком мало. Или же у компании уже есть готовая технология, которую осталось адаптировать под нужды РКН, особо ничего не меняя.
Заявка составлена странно. И самый сомнительный момент в ней – требование обрабатывать 2 изображения в секунду. С такой скоростью может работать человек.
«Может быть, у фирмы просто много операторов и они решили использовать естественный интеллект, а через год заявить, что техподдержка кончилась», — заключил Андрей Масалович.