В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) поступил иск о незаконности использования системы распознавания лиц в Москве.
Иск подали оппозиционер Владимир Милов и активистка Алена Попова. Об этом в интервью РБК сообщил представитель правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев.
Заявители уверены, что система распознавания лиц нарушает права граждан на уважение частной жизни. Соответствующая статья есть в Европейской конвенции прав человека.
Милов и Попова отмечают, что в сентябре 2019 года во время митинга на проспекте Сахарова мэрия Москвы через систему распознавания лиц собрала данные о тысячах сторонников оппозиции.
Акция не представляла никакой угрозы общественному порядку. Митинг был согласован и анонсирован как «крупное собрание политической оппозиции». С точки зрения безопасности тотальный электронный мониторинг был не оправдан, уверены истцы.
Между тем, по их мнению, собран огромный массив биометрических данных без согласия людей.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Как напоминает Интерфакс, Алена Попова оспаривает законность системы распознавания лиц с 2019 года. В 2018 году она вышла на одиночный пикет у Госдумы, за что была оштрафована на 20 тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела суд использовал записи с камер наблюдения, причем на записях лицо Поповой было увеличено более чем в 30 раз. Активистка уверена, что опция такого увеличения изображения без риска получить набор пикселей по факту является сбором биометрических данных.
В этом конкретном случае, как считает Попова, в отношении нее незаконно была использована технология распознавания лиц. Она потребовала, чтобы ее биометрические данные были удалены из базы изображений граждан, а также настояла на отказе от системы распознавания лиц в Москве в принципе.
В ноябре прошлого года Савеловский суд отказал в удовлетворении ее иска, а позже такое решение подтвердил Мосгорсуд.
В обоих случаях суды пояснили, что видеоизображение не может считаться биометрическими персональными данными, а потому на его обработку не требуется согласие гражданина.
В суде пояснили, что система видеонаблюдения не может установить личность гражданина, поскольку для этого недостаточно данных. Она всего лишь сравнивает изображения с видеокамер с фотографиями людей, которые есть у полиции. Кроме того, вероятность совпадения изображений составляет примерно 65%. Данные о такой сверке департаменту информационных технологий при этом не передаются, говорилось в мотивировочной части решения суда.
Позже Попова и Милов обратились с жалобой в Тверской суд с тем же требованием запретить технологию распознавания лиц в Москве. Ответчиками в иске значились ГУ МВД столицы и городской департамент информационных технологий. В марте суд прекратил дело по этому иску. 18 июня этого года Мосгорсуд направил иск Милова и Поповой на новое рассмотрение. Попова подчеркивает, что готова бороться за свои права до конца и дойти до Страсбурга.
В Москве система распознания лиц работает с 2017 года. В феврале 2020 года законностью системы озаботились в Евросоюзе. Европейская комиссия рассматривала возможность запрета цифрового контроля в общественных местах.
Дело в том, что это не согласуется с Общим регламентом ЕС о защите данных, в котором говорится, что граждане имеют право не «становиться субъектом решения, основанного исключительно на автоматизированной обработке». В этой связи работу системы предлагалось приостановить до тех пор, пока не будет разрешен данный вопрос, либо вовсе от нее отказаться.