За время с момента начала пандемии коронавируса 116 стран выпустили приложения для соблюдения ограничительных мер.
Помимо создания вакцины и срочного наращивания потенциала инфекционных больниц, важной составляющей борьбы с распространением COVID стала форсированная цифровизация.
Новые технологии помогли отслеживать перемещения и контакты граждан, создать систему разрешений для выхода на улицу, сформировать регистры, в которых будет содержаться исчерпывающая информация о каждом человеке.
О том, как за последние месяцы был расширен иструментарий для слежки за населением, рассказывается в совместном докладе «Роскомсвободы» и авторов проекта #PandemicBigBrother. С документом ознакомились «Открытые медиа».
В первую очередь «под колпак» электронного контроля попали жители крупных городов. Здесь свою роль сыграли мобильные приложения, системы видеонаблюдения и распознавания лиц, цифровые пропуска.
Для слежки за потенциальными разносчиками инфекции в отдельных странах стали использовать дроны (для отслеживания скоплений людей в Греции, Италии, Испании) и браслеты со встроенными GPS-трекерами. Не обошлось и без совсем уж экзотических приспособлений, как дирижабли и «умные шлемы», считывающие температуру граждан. В общей сложности в мире было создано 135 приложений, в том или ином объеме собирающих персональные данные.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: «R-A-48398-30»,
renderTo: «yandex_rtb_R-A-48398-30»,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(«script»)[0];
s = d.createElement(«script»);
s.type = «text/javascript»;
s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Лидером по внедрению систем контроля за обществом стал Китай. Там было запущено первое, обязательное для всех приложение, отслеживающее контакты переболевших.
В России создали несколько приложений: для отслеживания контактов, выдачи и проверки пропусков, соблюдения домашней самоизоляции. Кроме того, в перспективе будет создан всероссийский реестр граждан. Получивших вакцину от коронавируса. С таким анонсом ранее выступил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Также на портале «Госуслуги» появился раздел с дневником самонаблюдения, куда должны вносить сведения прибывшие из-за рубежа и заболевшие. Во время второй волны коронавируса московские власти потребовали от предпринимателей предоставить информацию о сотрудниках, переведенных на удаленку (30% от штата).
Координатор проекта #PandemicBigBrother Алёна Рыжикова в беседе с ОМ отметила, цифровой контроль ограничений в Москве и в России в целом не нашел позитивно оценки среди большинства граждан. «И дело не в том, что они эффективны или неэффективны, а в том, что они работают с многочисленными ошибками и сбоями, что доказывается штрафами, выписанными за нарушение карантина тем людям, кто его вовсе не нарушал», — сказала Рыжикова.
Больше всего вопросов и подозрений возникло к коронавирусному приложению в Сирии, которое, как полагают специалисты, намеренно распространяло вредоносное ПО, для обеспечения доступа к геолокации и данным о контактах владельца устройства.
Противоположный опыт фиксируется в Норвегии, где через 2 месяца после запуска приложения отслеживания контактов, его остановили, а собранные данные удалили. Соответствующее постановление выпустило Норвежское управление по защите данных, которое посчитало, что приложение нарушает права граждан на частную жизнь.
В Европе правительства стран получили серьезные ограничения в сборе и хранении данных, полученных через мобильные приложения. В октябре Европейский суд постановил, что сбор данных, если и оправдан эпидемической ситуацией, должен быть строго ограничен по времени.
В России тоже наблюдаются попытки оспорить те или иные указы властей с насильным внедрением цифровых решений, однако большая часть из них закончилась провалом.
Авторы доклада заключают, что ограничения прав и свобод посредством применения цифровых технологий, вряд ли будут отменены в ближайшее время, а многие появившиеся инструменты слежки будут совершенствоваться и наверняка войдут в арсенал властей на постоянной основе.