Опыт пандемии COVID-19 показал, что цифровизация и искусственный интеллект напрямую определяют способность систем здравоохранения справляться с дополнительной нагрузкой.
Степень готовности российской и мировой медицины к возможной следующей пандемии («болезнь Х») является одной из главных дискуссий в профессиональном сообществе, рассказал INFOX.ru генеральный директор медтехкомпании «Доктор Рядом» Александр Андреев.
По прогнозам ВОЗ, новый вирус может оказаться еще более смертоносным, чем COVID-19. Применение цифровых технологий позволят сделать акцент на профилактике заболевания, что приведет к снижению затрат на госпитализацию и лечение в системе здравоохранения.
«Здоровье населения в современных условиях нужно рассматривать как стратегический ресурс. По подсчетам ВОЗ, с начала пандемии вирус унес жизни как минимум 20 млн человек. Опасен оказался не столько сам вирус, сколько его последствия. По данным российского Минздрава, на протяжении последующих шести месяцев после перенесенного ковида резко возрастает риск смерти, могут проявиться различные осложнения, в том числе тромбозы и поражения нервной и сердечно-сосудистой системы», — говорит Александр Андреев.
По мнению эксперта, цифровизация и ИИ, помимо снижения расходов, позволяет также сократить неравенство в доступе к медицинской помощи, сформировать эффективную систему реабилитации и способствует развитию и усилению первичного звена здравоохранения, в том числе его кадрового потенциала.
Телемедицина, электронные рецепты
Андреев считает, что приток денег и технологий в здравоохранение на фоне пандемии обещает стать базой для будущего экономического роста. Он отмечает стремление власти и бизнеса к расширению доступности оказания медицинской помощи за счет цифровых технологий. В 2023 году было запущено несколько важных экспериментальных правовых режимов (ЭПР) по расширению возможностей телемедицины. Они позволили вынести работы с пациентом за пределы клиник. Среди них — телемедицина, дистанционный мониторинг, электронные рецепты. Под запущенные ЭПР были сформированы рабочие группы, активно развиваются пилоты, которые позволят дать оценку эффективности новых правовых режимов.
При этом запуск ЭПР происходил крайне медленно. Согласование документов длилось несколько лет. Конечная версия документа наложила много ограничений на дистанционные возможности взаимодействия между пациентом и клиникой. Плохим прецедентом в 2023 году Андреев считает решение Росздравнадзора о приостановке применения системы анализов на основе ИИ. Разработка получила регистрационное удостоверение, 2-3 года работала в медучреждениях Москвы. «Если недоработки оказались критичными, то почему решение изначально допустили к работе?» — задается вопросом эксперт.
Государственное регулирование в сфере российского здравоохранения направлено на излишний контроль, полагает Александр Андреев. Это в конечном итоге сдерживает дальнейшее развитие рынка цифровой медицины.
«Новые вызовы, которые сейчас стоят перед системой здравоохранения России и всего мира требуют позиции развития. Именно сейчас от власти нужны решения по ускорению трансфера технологий в медицину с тем, чтобы максимально эффективно и гибко реагировать на новые вызовы», — резюмирует Андреев.