За несколько дней до выборов в Германии стал очевиден провал «зеленой революции», забуксовавшей из-за нехватки комплектующих для оборудования по генерации электричества.
Страна столкнулась с нехваткой сырья для производства полупроводников, чипов, батарей. А без них нет возможности развивать технологии с использованием солнечной энергии и энергии ветра.
«Сырья нет в достаточных количествах. Чтобы его заполучить, нужно дружить с Китаем, Россией, странами Латинской Америки и Центральной Африки. А они не демократичны, Запад хотел от них дистанцироваться. Полного отказа от «грязных» углеводов в Европе уже не будет», — отметил немецкий политолог Александр Рар. По его словам, это обстоятельство стало болезненным ударом для сторонников «зеленой революции».
Вдобавок к этому в Германии подорожал газ. Впрочем, как и во всем Евросоюзе. Запасы газа в хранилищах заканчиваются, а в правительстве начинают понимать, что «если оно откажется от угля, то по зарез нужны новые газовые электростанции». Надежды на альтернативные источники энергии вроде водорода пока себя не оправдывают.
Между тем, соседние страны начинают упрекать Германию за «зеленый фундаментализм». «Французы предлагают всем вернуться к атомной энергии. Поляки не хотят отказываться от угля», — продолжил эксперт.
Рар констатировал, что Ангела Меркель совершила стратегическую ошибку, когда попыталась осуществить слишком быстрый переход на возобновляемые источники энергии.
«Думаю, Россия из всего этого делает нужные выводы. Самодостаточность европейского энергетического рынка — иллюзия. Будут теперь открываться совсем новые (или старые) формы сотрудничества», — подытожил Рар.
Реальность не обмануть
Сенатор Алексей Пушков согласился с выводами обзора политолога из Германии и поделился мнением, что разговоры про «энергетическую революцию», отказ от нефти и газа, переход на зеленые источники энергии – это «из области энергетических фантазий, прогрессисткой риторики и сильно преувеличенных ожиданий».
Реальность же представляется совсем иной. Она основана на том, что большинство производственных процессов замыкается на существующие традиционные источники энергии. Прежде всего, это углеводороды.
Даже уголь, от которого прогрессивным странам почти удалось отказаться, сейчас снова востребован. «Изменить эту реальность очень сложно. И потребует длительного времени. А пока — и еще очень долго — будут полагаться на нефть и газ», — заключил Пушков.