Пиратство и фейки
Тяжела была доля отечественного кино- и меломана в 1990‑е. Интернета не было, и любимую песню надо было записывать прямо с радио, а фильм или сериал — с телевизора на кассету VHS. Другой вариант — отправиться на рынок за этой культурной пищей.
Едва ли не на каждом отечественном рынке была как минимум одна точка торговли аудио- и видеокассетами, а затем и CD‑дисками. Естественно, не лицензионными: в то время никто не думал о правообладателях и интеллектуальной собственности. Если вам за 30, вы наверняка помните такую ситуацию: диск с обложкой от одного альбома, трек‑листом от второго и ценником от третьего. А что именно записано на этом носителе, можно было узнать только опытным путём.
Да и самым модным в районе было стать непросто. Магазинов масс‑маркета ещё не изобрели, а одежда в универмагах выглядела так грустно, как будто сожалела о том, что дожила до этих лихих дней. К счастью, рынки всегда радовали своими, как бы сказали сейчас, капсульными коллекциями.
Помните спортивные костюмы Иike, кроссовки Abibas и сумки якобы премиальных брендов? Встретить составленные с их помощью наряды можно было не только на сельских дискотеках. Так одевались многие россияне, и не потому, что хотели выглядеть дорого и богато: просто таким был ассортимент рынков. Хотя не нужно напрягать память: всё это до сих пор продаётся, только названия брендов на лейблах теперь пишут без ошибок, а строчка на «палёных» джинсах выглядит более ровной.
Крышевание
«Кинуть» партнёра и «отжать» бизнес — эти понятия мы помним с 90‑х. Проникновение преступности в отечественный бизнес было таким масштабным, что «братков» регулярно пародировали в юмористических телепередачах, а про «крышу» сочиняли анекдоты:
Наша фирма предоставит всё, что надо для вашего бизнеса:
немецкие технологии, итальянское оборудование, московскую крышу.
«Реальные пацаны» вряд ли могли считаться приятными деловыми партнёрами, но не всё было так уж мрачно. У бизнесменов всегда была надежда: однажды конкурирующие группировки соберутся на стрелку и, не придя к консенсусу (для этого надо хотя бы знать значение этого слова), в суровом бою избавят мир от своего присутствия.
Максимальная осторожность
Когда бизнесмен 90‑х приходил к успеху, он обзаводился шкафообразным телохранителем, а то и двумя. Личное оружие у него могло появиться ещё раньше — время было такое.
Осторожный предприниматель был осторожен во всём. В его офисах не было слепых зон: видеокамеры контролировали все помещения, включая и туалеты. Сегодня же установка камер из расчёта одна штука на квадратный метр — это разве что способ разнообразить рабочий день охранника и отвлечь его от кроссвордов.
Кстати, принуждать потенциальных сотрудников пройти тест на полиграфе тоже не стоит. Это незаконно: такие проверки могут быть только добровольными.
«Ненавязчивый» сервис
Эта неловкая ситуация, когда заходишь в дорогой магазин, а тебя снисходительно оценивают, потому что выглядишь недостаточно премиально. Или когда встречаешь отношение «Вас много, а я одна» в продуктовом магазине или клинике.
Неторопливые официанты не заинтересованы сделать так, чтобы вам понравилось в ресторане. Хамоватые таксисты уверены, что курить за рулём, сплёвывая в окно, включать на максимум песни о сложной судьбе арестантов и снисходительно общаться с пассажиром — нормально. А кому не нравится, пусть ходит пешком.
Раньше приходилось терпеть грубости, потому что выбирать было особенно не из чего: агрегаторов такси ещё не придумали, а продуктовый магазин с нужным ассортиментом мог быть один на микрорайон. Но некоторые бизнесмены почему‑то всё ещё наивно полагают, что клиент никуда не денется. В мире, где сервисы не устают бороться за кошельки и сердца потребителей, такие компании обречены на вымирание. Нельзя сказать, чтобы это вызывало сожаление.
Понты
Малиновый пиджак, цепь толщиной в палец, часы Rolex (часто поддельные) — классический образ нового русского, прописавшийся в народном творчестве того времени. Этот анекдот просто квинтэссенция того, как стереотипный бизнесмен 90‑х относился к своему прикиду:
Встречаются два новых русских в Лондоне. Один другому говорит:
— Вот, смотри, галстук купил за 1 500 баксов!
А тот ему:
— Ну ты облажался: тут за углом такие же по 2 000!
На самом деле это, конечно, во многом клише: предпринимателями становились очень разные люди, некоторые из них пришли в бизнес из науки и уж точно не соответствовали такому образу. Но были и те, кто любил пускать пыль в глаза. Такие люди понтами старались наполнить не только свой внешний облик. Сюда же добавим трёх сексапильных секретарш вместо одной — компетентной, золото в интерьере офиса и дома и страсть к неприлично дорогим вещам.
Нельзя сказать, чтобы эти «славные» традиции богатой жизни напоказ ушли в прошлое. Для кого‑то же продают золотые унитазы и смартфоны, инкрустированные бриллиантами? В 1990‑е такой роскошью можно было поразить воображение других предпринимателей и даже внушить им уважение к себе. Но сегодня подобные предметы быта могут и отпугнуть деловых партнёров.
Западопоклонничество
«Качество — только на Западе, ну и немного в Японии, а отечественное никому не нужно. Да и вообще, русское — синоним некачественного, сделанного из сами знаете чего и палок».
Так рассуждали в 90‑е, и в какой‑то степени это было правдой: российские товары часто были неконкурентоспособными. Сегодня это не так, но кое‑где преклонение перед Западом по привычке настолько сильно, что в России появляются бренды с «западными» названиями и выдуманной историей. И зря: если товар разочаровывает, то его фальшивая биография только усиливает негатив.
Продвинутые бизнесмены поймали тренд и делают ставку на отечественный продукт, подчёркивая его российское происхождение. Более того, эти товары медленно, но верно завоёвывают мир: в ряде стран можно встретить, например, российскую косметику. А в наших городах всё чаще появляются кофейни и рестораны с нарочито русскими названиями.
Маркетинг на грани фола
Это сейчас у нас в каждом бывшем заводе модный лофт с сетевым рекламным агентством, а в суровые 90‑е предприниматели креативили сами как могли. Могли они не очень красиво и интересно. Например, они считали, что бензопилы лучше всего рекламировать при помощи полуодетых женщин. И зимнюю резину тоже. И ещё с десяток вещей. Казалось, нет такой товарной категории, на рекламу которой нельзя поставить обнажённую натуру.
В доцифровую эпоху одними из главных рекламных носителей были баннеры и вывески. Обычный автомобилист за полчаса пути из дома на работу мог увидеть десяток изображений с соблазнительными красотками, которые, увы, предлагали очень прозаические вещи: сделать натяжной потолок или купить садовый инструмент.
В 90‑е отечественный рекламный бизнес только зарождался, бренды и креативщики пробовали разные подходы, и эту незатейливость и вульгарность можно понять и простить. Сегодня в наш активный лексикон вошли слова «феминизм» и «объективация». Теперь у аудитории есть возможность высказывать свое недовольство на страницах бренда в соцсетях. При таких вводных подобная реклама, да и вообще любой креатив, затрагивающий чьи угодно чувства, — самоубийство.
Финансовая безграмотность и пренебрежение законом
Ведущие банки России уже работали в 90‑е, но малый бизнес в среднем не очень хотел доверять свои деньги посторонним людям. Такой консерватизм проявлялся во всём: приход‑расход записывали в тетрадочку, даже когда уже существовали программы бухгалтерского учёта, а чеки нанизывали на специальную палочку, похожую на гигантскую канцелярскую кнопку.
А ещё некоторые предприниматели охотно искали способы не платить налогов, так как искренне недоумевали: «Почему я что‑то должен государству? Я же сам кручусь, и мне никто не помогает». Несложно догадаться, что и работники у таких бизнесменов были трудоустроены не совсем официально.
Можно простить все эти милые (на самом деле нет) особенности предпринимателям 90‑х, у которых не было такого доступа к информации, как сейчас, зато были страхи и предрассудки. В их мире не было онлайн‑касс и возможности вести бизнес на упрощённой системе налогообложения. Но магазин, принимающий в 2019 году оплату только наличными, — это странно.
Например, в «МТС Кассах» можно в любой момент видеть приход и расход и вести базу товаров. Система сама подсчитывает сдачу и итоговую выручку. Вы всегда знаете, сколько товара есть в магазине и на складе, видите динамику продаж и многое другое. Здесь же можно настраивать распродажи и акции за пару кликов и вести документооборот. А ещё — контролировать сотрудников: в системе видно, во сколько открывается смена, как движутся деньги в кассе, как идут продажи, какова ситуация с возвратами товара и так далее.
Предпринимательство стремительно меняющаяся сфера, и ориентироваться на устаревшие бизнес‑модели — губительный для вашего дела путь. На рынке закрепятся только те, кто соответствует духу времени. Присмотритесь к своему бизнесу: не остались ли вы верны каким‑то традициям из 1990‑х?