Как найти время на работу, если вы в самоизоляции с ребёнком: советы родителей

    0
    305
    Георгий Голышев

    Тренер, гештальт‑терапевт, разработчик образовательных и развлекательных программ, руководитель «Творческого Объединения «#Шашники».

    Мы поговорили с четырьмя мамами и одним папой о том, как они живут во время карантина. Кто‑то в квартире, кто‑то на даче, кто‑то с бабушками. Объединяет наших родителей то, что они продолжают работать, находясь дома вместе с детьми. А работают они в области образования детей и взрослых и в сфере организации мероприятий.

    1. Какие главные изменения в вашем режиме произошли с начала самоизоляции?

    Лера, сыну 2,5 года:

    Мы перестали гулять. Пожалуй, это самое главное изменение. Прогулки до мусорки и до магазина — это всё, что у нас есть.

    Катя, дочери 1,5 года:

    Самые серьёзные изменения в моём родительском режиме связаны в первую очередь не с ребёнком, а с прочими домочадцами, с которыми у нас общая жилплощадь. Папа дочери и бабушка (моя мама) вынуждены теперь работать из дома.

    Объяснить полуторагодовалому ребёнку, что родственники остались не во имя вечного праздника в честь него, практически невозможно. В связи с появлением дома рабочих мест для взрослых сократилось место возможных игр и ежедневных ритуалов. В голове дочери слишком много нестыковок, а у мамы (у меня) — слишком мало нервных клеток.

    То есть раньше завтрак и обед был на кухне, а теперь он проходит где придётся, так как на кухне работает папа и постоянно с кем‑то трындит. Бабушка вечерами показывала мультик на компьютере, а теперь компьютер работает всегда, и там какие‑то цифры.

    Дима, дочери 2,6 года:

    Я фрилансер, поэтому существенных изменений не произошло. Но зато я понял, сколько всего можно придумать с обычной овсяной кашей. Чтобы разнообразить утро, мы добавляли в неё с дочкой всё, что попадалось под руку, и потом пробовали это кушать.

    Сейчас читают 🏠

    • Чем закупиться во время самоизоляции

    Ася, дочери 7 лет, сыну 3 года:

    Родительский режим изменился: стараюсь просыпаться пораньше, чтобы сделать рабочие задачи до детского подъёма. Потом детский подъём — всё как обычно, но теперь дети не отправляются в садик, а остаются дома со мной.

    Мы живём за городом и можем позволить себе гулять. Днём после прогулки — спокойные игры. Я могу в это время что‑то поделать по работе. У младшего — дневной сон, старшая рисует, конструирует из Lego, смотрит видеоуроки из онлайн‑школы.

    Если бы оба ребёнка были старше 5 лет, то было бы вообще всё легко, трёхлетка же требует максимального внимания.

    Ксюша, дочери 2,5 года:

    Глобальных изменений не произошло. Режим на месте. Но теперь занятия и домашние дела, которые я выполняла одна, мы делаем в связке с ребёнком. Круто, что дочь включается в домоводство. Но делает, естественно, не всегда так, как хотелось бы.

    2. Появились ли какие‑то новые сложности с детьми?

    Ксюша, дочери 2,5 года:

    За счёт увеличения совместного времени надо больше договариваться, адаптироваться. Темп, интересы, желания у всех разные. Теперь нет секций и садиков, и если раньше я не наблюдала некоторые проявления ребёнка, то теперь вижу всё полностью.

    Дима, дочери 2,6 года:

    Новых сложностей не появилось. Но зато за это время я узнал, как злится моя дочь. Понял, что в этот момент рядом с ней лучше не находиться.

    Лера, сыну 2,5 года:

    Сложностей нет, разве что приходится больше объяснять человеку, что он бы мог какие‑то вещи делать сам. Уже есть первые успехи: сын может сам убрать за собой или, например, почистить зубы.

    Катя, дочери 1,5 года:

    Ребёнок очень болезненно переживает свою ненужность значимым взрослым. Это приводит к тому, что в маму вцепляется практически зубами. Был введён мини‑ритуал прощания с папой или бабушкой на время их работы. То, что они оказываются за закрытыми дверями, дочь смогла принять, даже сама выходит из комнаты и говорит «пока». Детям нравится понимать правила игры. А вот отсутствие мамы в комнате, где находится дочь, стало проблемой. Даже обед не приготовить. Сразу — переживания, что и маме теперь не до неё.

    Ася, дочери 7 лет, сыну 3 года:

    Многие занятия перешли в онлайн‑пространство, изменился график. Они происходят в дневное время: гимнастика, например, с 11:00 до 13:00. Нужно заранее подготовить ребёнка, включить компьютер, всё загрузить и быть рядом на случай, если видео вылетит и тому подобное.

    3. Что вы делаете, чтобы обеспечить себе рабочее пространство?

    Ася, дочери 7 лет, сыну 3 года:

    Я работаю утром, пока дети ещё спят, во время дневного сна и после отбоя. Получается в среднем 7–8 рабочих часов.

    Понятно, что нужно перестраивать свой трудовой день. Эффективность, конечно, не такая высокая, я не могу полностью погрузиться в работу. Думаю, что работодатель это понимает.

    Ксюша, дочери 2,5 года:

    Нужно чётко выстроить рабочий режим. Утром, когда ребёнок ещё спит, днём, пока спит, вечером, когда уже спит. Плюс к этому мы распределяем между взрослыми время, когда кто‑то находится с ребёнком.

    Меня очень спасают аудиокниги: дочь их слушает, пока рисует или лепит. А если мне нужно экстренно освободить себе время, я достаю игры и книги, которые обычно не в открытом доступе для ребёнка.

    Мультики у нас на самый крайний случай. Чаще — вечером, когда все уже подустали. Плюс сооружаю разные пространства для игры вроде Монтессори-уголков. Высыпаю крупы, дочь их разбирает. Или кладу игрушки и другие предметы в тазик с водой, и ребёнок прекрасно проводит время. Лучше потом вытереть лужу, зато появляется полчаса‑час для работы.

    Лера, сыну 2,5 года:

    У меня нет никаких хитростей. Я просто работаю в своей комнате, сыну говорю, что занята, и он беспокоит меня по минимуму.

    Катя, дочери 1,5 года:

    Что касается моей работы, это вообще беда! У меня изначально полставки и удалёнка. Моя работа мало зависит от других людей, я могла заниматься ей вечерами или ночью. Вечером с ребёнком были папа или бабушка. Ночью, понятное дело, дочь спит. Но теперь мне кажется, что мои родственники трудятся круглосуточно. Рабочий день теряет границы.

    Первая неделя карантина была тяжёлой. Раньше получалось посадить ребёнка рядом и дать «драконить» вату, перекладывать ватные палочки в стаканчики, играть старой клавиатурой или калькулятором, раскидывать по периметру сухой рис или гречку. Вытаскивать спрятанные в фольгу игрушки или отдирать от стола кусочки скотча. Или, наоборот, равномерно покрывать мебель в квартире многоразовыми наклейками. Теперь дочери перманентно нужен человек рядом, и лучше, если это буду я. Другим доверия нет.

    Дима, дочери 2,6 года:

    Чтобы обеспечить рабочее пространство, я занимаюсь в шкафу (он у меня большой) или в туалете.

    4. Что нового появилось в ваших занятиях с ребёнком в нерабочее время?

    Дима, дочери 2,6 года:

    Со мной можно только беситься и веселиться, интеллектуальные игры не заходят. Поэтому играем как можем, со всеми странными предметами. На днях увидел на улице выброшенную старую кассету и принёс её домой, понимая, что это мне даст целый час спокойствия. Пока ребёнок будет разматывать кассету и играть с ней, я могу спокойно рядом посидеть с ноутбуком.

    Лера, сыну 2,5 года:

    Стало очень много творчества. А ещё мы смотрим в окошко и фантазируем. Сын уже знает, что в небе летают самолёты, птицы и ракеты, что есть космос, но его не видно, что из нашего дома можно рассмотреть ёлку и дерево побольше, и сделал другие интересные наблюдения.

    Ксюша, дочери 2,5 года:

    Стали в разы больше читать, вместе делать что‑то по хозяйству. Ребёнок включается во всё, что делаю я. Готовлю, пишу вместе с дочерью.

    В закрытом пространстве мы вынуждены договариваться, мириться, наблюдать за своей семьёй. Новый крутой опыт на самом деле.

    Катя, дочери 1,5 года:

    В выходные было принято решение уехать на дачу, где полно места и есть все условия для комфортного проживания. Здесь есть отдельный кабинет для папы. Есть моя тётя с двумя детьми чуть старше. И природа!

    В новом пространстве легче установить новые правила и общий режим. Перестраивать жизнь в квартире оказалось огромным стрессом, и за полторы недели так ничего и не наладилось. На даче за двое суток все смогли прийти к общему знаменателю, всех всё устраивает. Ватные палочки вновь стали интересны дочке, а я успела переделать скопившиеся рабочие задачи и даже вернула себе утреннюю зарядку, к которой присоединились и дети.

    Есть подозрение, что в городе ситуацию усложняет тревожное напряжение. Одно дело — добровольно сидеть дома, а другое — не понимать, что вообще в мире происходит и сколько ещё держать дверь закрытой. И ты ничего не можешь изменить. А дача, как‑никак, даёт немного личного пространства и ощущение собственной значимости, ведь только от тебя зависит, будет ли затоплена сегодня в доме печь. Шум леса приносит спокойствие.

    Ася, дочери 7 лет, сыну 3 года:

    Стараюсь нагрузить детей задачами, которые не требуют моего участия. Новых занятий не появилось, но стало больше времени на онлайн‑уроки, занятия по фортепиано, просмотр мультфильмов и бестолковые игры — прятки, бесиловки, щекотушки.

    Считаю, что в такой ситуации нужно разгрузить голову и нагрузить руки, чтобы было много задач и день был наполнен. Я применяю техники тайм‑менеджмента — сейчас, например, использую трекер привычек с сайта 365done.ru. У дочери есть собственный трекер с 6 ежедневными задачами, такими как заправить кровать, сделать зарядку и уроки.

    С дочерью мы также смотрим фильмы и обсуждаем. Мелкому это пока не так интересно. Посмотрели «Приключения Электроника», «Приключения Петрова и Васечкина», «Ловушку для родителей», «Освободите Вилли». В общем, я пошла по детской классике, которую сама смотрела, когда была маленькой. Теперь на это есть больше времени.

    Если закрыть глаза на негативные последствия пандемии, я рада возможности проводить больше времени с детьми.


    В завершение мы подготовили для вас краткий чек‑лист, который поможет организовать жизнь с ребёнком в период самоизоляции:

    • Придумать для ребёнка ритуал, чтобы провожать родителя «на работу», даже если вы будете трудиться в этой же комнате.
    • Организовать дежурство взрослых членов семьи и проводить время с детьми по очереди.
    • Обустроить для себя комфортное рабочее место, будь то комната, балкон или шкаф.
    • Подбирать для детей активности, которые не требуют присутствия и контроля родителей. Помогут раскраски, конструкторы, пластилин.
    • Работать в периоды, когда дети спят.
    • Составлять с детьми списки дел на день.
    • Включать детям аудиокниги и онлайн‑уроки.
    • Разделить игры и книги на всегда доступные для ребёнка и те, которые вы будете доставать в тот момент, когда нужно быстро освободить время для родителя.
    • Устроить домашний киноклуб с совместным обсуждением.
    • Увлечь ребёнка новым хобби, которое он может осваивать самостоятельно.
    • Несколько раз в течение рабочего дня устраивать подвижные игры, где можно вместе побегать, побороться, побеситься.
    • Уделять время для релаксации, когда вы ничего не делаете, а просто смотрите на что‑то красивое. Выглядывайте в окно, выходите на балкон или на дачный участок, если есть возможность.
    • Выполнять домашние и рабочие дела вместе с ребёнком: дайте ему пластиковые приборы и настоящие продукты, чтобы вместе готовить обед, блокнот и ручку для «работы», коврик для тренировок.
    • Использовать разные предметы, чтобы активизировать познавательную активность ребёнка. Например, плёночную кассету, бусы, крупу, одежда.
    • Воспринимать сложившуюся ситуацию как полезный опыт, который поможет выстроить более близкое общение, сформулировать более понятные договорённости и лучше узнать свою семью.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here