Английский учить мне было некогда. Хотя это, конечно, отговорка. Просто жизнь сложилась так, что пришлось очень много работать: в 8 начнёшь, в 11 вечера домой приезжаешь. Я был руководителем Нефтекамского автозавода, 36 лет провёл с «КамАЗами». Много ездил, часто приходилось общаться с зарубежными коллегами, и на немецком я это делать хоть немного мог. А вот английский, увы, — нулевой уровень, приходилось с переводчиком везде ходить.
Всё изменилось, когда я ушёл на заслуженный отдых и приехал к сыну погостить. Он у меня живёт в Сан‑Франциско и английский хорошо знает: учился в МГУ, потом в американском вузе, теперь работает в международной компании. А я, пока в Америке были, ничего вокруг не понимал. Сын тогда посоветовал Skyeng: говорит, пап, классные ребята делают, давайте с мамой учите язык. Ну мы и записались сразу. Я с компьютером был хорошо знаком по своей работе на заводе, так что онлайн‑уроки меня не напугали.
А вот с алфавита в 62 начинать — это не так‑то просто. Честно говоря, я не сразу поверил в эту затею. Когда всё с нуля, тебе очень тяжело и весь успех зависит от учителя. Он же может психовать: «Как так — такую простую вещь не понимает!» Но мне очень повезло: мы с Натальей уже три года занимаемся, и она прекрасно преподаёт. Мои результаты — это только благодаря её таланту, умению и терпению. К тому же с ней приятно общаться: настолько компетентный человек, не только в вопросах английского, глубоко знает и культуру, и литературу.
Я и подумать не мог, что на пенсии вдруг начну себя комфортно чувствовать за границей. Вот на паспортном контроле иногда попадаются такие, кто досконально спрашивает: для чего едешь, где живёшь, как долго будешь. Раньше, бывало, стоишь и ничего не можешь ответить — очень неприятно. А недавно я в первый раз всё отлично сказал, и офицер остался доволен. И отношение к тебе сразу другое! Всё-таки говорить на английском за границей — это просто уважение к другим людям.
Жалею, что раньше не начал учиться. Но раньше же такого не было: чтобы можно было у компьютера сидеть — и заниматься. А сейчас у этого всего большие перспективы. Я же вижу, как ребята за три года продвинулись: огромный прогресс, всё становится удобнее, всё совершенствуется. Словари, тренировки, задания — ты на этой платформе можешь очень много получить. И мне всё очень интересно, даже просто слова учить.
Ну же, жмите смелей!
Я так тренирую память и борюсь с Альцгеймером. Человек же когда работает — у него постоянно напряжение ума, а на пенсию вышел — всё, напряжение снялось. Занятия — очень хорошая тренировка: слова учишь, времена запоминаешь, и шестерёнки задвигались. Мы с женой, когда гуляем, даже проверяем друг друга по правилам или домашним заданиям.
Теперь я говорю со старыми друзьями без переводчика. В Лондоне недавно встречался с Аланом Спенсером — бывшим гендиректором «Форда». Мы с ним столько на заводе по работе общались! И вот наконец я смог поговорить с ним без третьего лишнего, один на один. Со многими виделся, с кем раньше работал, — все восхищаются, как я так язык освоил.
Дочка говорит внучке: «Смотри, дедушка наш какой молодец, предложения строит правильно!» Хотя она у меня строгая — может и поправить, если ошибки есть. А внучка родилась в Америке, сейчас живёт в Амстердаме, так что в свои пять лет три языка знает. Да ещё и китайский хочет учить. Правду, наверное, говорят, что у маленьких детей как компьютер в голове и они туда легко всё загружают.
Всем своим друзьям говорю: хоть мы уже и в возрасте, а надо учить. Потому что это язык мира. Его везде знают, и он везде даёт тебе огромное преимущество. И в поездках, и в работе: если бы я на английском говорил тогда, на заводе, все производственные вопросы гораздо быстрее бы решил.
Я понимаю, что английский — бесконечный. Вот люди говорят: «Владею в совершенстве». Но как же можно выучить его до конца? Такое даже с родным языком не всегда получается. Мне ещё учиться и учиться, но самое сложное я всё-таки уже преодолел.
Решайтесь!