В США поставили эксперимент с применением индивидуальной вакцины, которая может научить иммунную систему атаковать опухолевые клетки.
Опыт с иммуностимулирующим препаратом, известным как ингибитор контрольной точки, был проведен в рамках клинического исследования, начавшегося в марте 2020 года в раковом центре университета Джорджтауна в Вашингтоне.
Как сообщает Nature, вакцину получила женщина по имени Анджела Эватт, которой хирурги удалили злокачественную родинку со спины. Помимо удаления раковой ткани из организма специалисты попытались помочь пациентке выработать иммунитет от онкологических заболеваний с помощью персонализированной вакцины.
Вакцина (от Moderna) использует мРНК, тщательно сконструированную для кодирования уникальных мутировавших белков, известных как неоантигены, которые присутствуют на поверхности меланомных раковых клеток кож. Впервые Эватт получила эту индивидуальную вакцину вместе с мощным иммуностимулирующим препаратом, четыре года назад, за несколько месяцев до того, как вакцины на основе мРНК стали широко известными в борьбе против COVID-19.
Каждые три недели Эватт совершала поездку из своего дома в Мэриленде в Ломбардский комплексный раковый центр университета Джорджтауна в Вашингтоне. МРНК входят в ее здоровые клетки, которые затем производят неоантигены, обучая ее иммунную систему.
Несмотря на то, что Эватт испытывала тяжелые симптомы, похожие на грипп, на день или два после каждого укола — лихорадка, боли в теле, озноб, — лечение показало признаки эффективности. Сейчас женщине за сорок, и она в ремиссии более трех лет после завершения лечения.
function RA4839830() {
window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-48398-30’,
blockId: ‘R-A-48398-30’
})
})
}
document.addEventListener(«DOMContentLoaded», function(){
setTimeout(RA4839830, 2000);
});
Как и в типичном для индивидуальных опытов клинических испытаний, определение точного влияния вакцины на выздоровление Эватт затруднительно. «Это (помогло ли лечение на все 100%) невозможно знать, — говорит она, — Я просто счастлива быть относительно здоровой от рака». Тем не менее, исследование, в котором участвовала Эватт, дает многообещающие результаты.
Согласно последнему анализу данных от 157 человек, получивших индивидуальные вакцины, комбинация вакцины и ингибитора контрольной точки снижает риск рецидива болезни почти на 50% по сравнению с лечением только ингибитором. Последний анализ также указывает на продление продолжительности жизни за счет вакцины.
«В конечном итоге ты понимаешь: эта комбинация, кажется, действует'», — говорит исследователь раковой иммунотерапии в Университете Нью-Йорка Лангон в Нью-Йорке Джеффри Уэбер, который представил результаты вакцинации от рака 3 июня на крупнейшем ежегодном собрании онкологов и биологов рака в Чикаго, штат Иллинойс. (Уэбер и его коллеги опубликовали анализ данных в начале этого года).
Требуется проведение более масштабного исследования для подтверждения многообещающих результатов и поддержания выхода вакцины на рынок. Исследование, включающее более 1 000 человек с меланомой, началось в прошлом июле; второе для почти 900 человек с типом рака легких началось несколько месяцев спустя.
Но даже в ожидании дополнительных доказательств, ранние результаты вызвали фурор в научном сообществе. «Они оказали огромное влияние на всё развитие вакцин», — говорит онколог-иммунолог Нора Дисис, директор Института раковых вакцин в Университете Вашингтона в Сиэтле. После десятилетий неудач в проведении испытаний вакцин, говорит она, «мы начали видеть изменения».
Применение вакцины от рака под вопросом
Промежуточный успех пока не является гарантией от рецидивов. Компании сейчас пытаются определить, в каких стадиях рака наиболее выгодно будет использовать такие методы лечения. Они также ищут улучшенные способы предсказания наиболее эффективных неоантигенов. И неясно, является ли мРНК или какая-то другая технология вакцины наилучшим способом стимулировать иммунный ответ против рака.
«У нас есть первое подтверждение концепции, что это действует, — говорит раковый иммунолог Кристина Пуиг-Саус из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, — Теперь нам просто нужно улучшить их».