Наконец это свершилось. Сколько уже шутили, что экономика России зависит не столько от решений властей, сколько от фазы Луны, ретроградного Меркурия и прочих неконтролируемых явлений – и вот поступило официальное подтверждение.
Жара, голод, инфляция
Центробанк России сообщает:
Экстремальные погодные условия приводят к росту волатильности инфляции. В России южные районы станут слишком жаркими и засушливыми, из-за чего упадут качество почвы и урожайность. В то же время более частые солнечные дни в северных регионах не смогут компенсировать спад урожая на юге страны. На российскую экономику все эти процессы так или иначе также будут влиять — и через мировые цены на продовольствие, и через внутреннее предложение.
Таким образом, очередное отклонение от пресловутого целевого уровня теперь на законных основаниях можно будет оправдывать среднегодовой температурой.
Справедливости ради заметим, что Центробанк России не сам всё это придумал. Мяч в игру вбросили европейские коллеги Набиуллиной, которые опубликовали прогноз влияния изменений климата на рост цен:
Вклад изменения климата в ежегодный рост цен к 2035 г. составит 0,32–1,18 п.п. На продовольственную инфляцию повышение средней температуры Земли окажет большее влияние. Вклад в подорожание продуктов питания они оценивают в 0,92–3,23 п.п. в год. Самый значительный рост инфляционного давления будет наблюдаться в странах Африки, Азии, Южной и Северной Америки.
Нужно ли бояться тепла
Мы в INFOX.RU любим логику, нам без неё тоскливо. Поэтому хочется задать детский вопрос: почему потепление – это плохо для России, великой северной страны.
Человек, как и всякое животное, существует за счёт нехитрой химической реакции соединения углерода с кислородом. Едим углерод, вдыхаем кислород, внутри – экзотермическая, то есть сопровождающаяся выделением энергии реакция. Есть энергия, есть тепло, которое мы расходуем на своё усмотрение.
function RA4839830() {
window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-48398-30’,
blockId: ‘R-A-48398-30’
})
})
}
document.addEventListener(«DOMContentLoaded», function(){
setTimeout(RA4839830, 2000);
});
Кроме того, огромное количество энергии человек тратит как социальное животное – в первую очередь на обогрев и производство.
Так если тепла, то есть энергии на планете становится больше, значит эта энергия будет доступнее и мы будем жить лучше? Относительно подавляющей части территории России речь всё-таки не идёт о каких-то экстремальных температурах, при которых невозможно жить.
Да, сдвинутся на север и юг районы земледелия, но в Евразии и Северной Америке достаточно территорий для нового сельскохозяйственного освоения, Якутия с Нунавутом уже готовы принимать землепашцев.
Экологи-дилетанты
Вообще, прогноз нашего ЦБ выглядит совершенно не проработанным: если ЕЦБ даёт чёткие, проверяемые цифры, хотя и в достаточно широком диапазоне, то люди Набиуллиной не утруждают себя этим. Похоже, они и впрямь собираются ссылаться на погоду как экономический фактор без детализации.
Непонятно, например, почему из фактора потепления центробанкиры выводят предположение о «более частых солнечных днях в северных регионах». Тепло и солнечный свет связаны далеко не напрямую – как раз облака являются значимой частью парникового эффекта, разогревающего сейчас нашу планету.
Нет расчёта соотношения потерь и приобретения сельскохозяйственных земель в случае повышения среднегодовой температуры на определённое количество градусов. Эмпирически представляется, что площади должны только увеличиться: на наших северных территориях очень мало гор, например. При этом естественные затопления при подъёме уровня мирового океана также практически не угрожают России к востоку от Урала.
Учитывая ещё и рост доступности Северного морского пути, Россия, безусловно, будет главным выгодоприобретателем всемирного потепления. Это и сельское хозяйство, и логистика, и деловое оживление на освоении новых собственных территорий, и расширение зоны комфортного пляжного туризма.
Такая активность, безусловно, может способствовать определённой инфляции, но никак не какой-то необычной раскрутке её. Реально высокой инфляции подвержены в первую очередь страны-потребители, в число которых входила, например, и Россия девяностых. Производители же имеют возможность контролировать собственные экономические процессы.
* * *
Да, это цинично. Да, строить своё счастье на проблемах других вроде как нехорошо. Но экономику вообще делают не в белых перчатках: политики и военные – просто агнцы Божии по сравнению с банкирами и инвесторами. Если, живя с волками, исполнять Моцарта, очень скоро по вам сыграет Шопен.
Так что не надо слепо повторять выводы европейцев, которых при потеплении будет иссушать с юга и затапливать с севера. У России – свой собственный путь, и он мог бы быть куда более успешным, если с инфляцией боролись более профессиональные люди.