Радикальный выход из карантина может быть обусловлен не столько положительной динамикой заболеваемости, сколько политическими мотивами.
Официальная статистика не слишком отличается от той, что была в то время, когда в Москве и других регионах вводился ряд ограничений. Как заметил обозреватель Анатолий Несмиян, в столице жесткую самоизоляцию с пропусками ввели при ежедневном росте заболеваемости в 1500 человек при 13 умерших. По данным оперштаба за 9 июня, за последние сутки в Москве число новых инфицированных составило 1 572. Днем ранее был выявлен 2 001 новый заразившийся. Коэффициент заболеваемости опустился до 0,8%. Из больниц выписали 5 390 пациентов, что в 3,4 раза превышает число выявленных случаев заражения.
«Если предположить, что карантин вводился по медицинским показатялям, то 14 апреля они выглядели явно получше сегодняшних. А значит — возникает вопрос: на каком основании его сняли? Предполагается, что карантин позволил не допустить роста заболеваемости, но это гипотеза. Резкий рост был отмечен как раз в период введения пропусков, который был организован предельно безграмотно и сопровождался массовым скоплением людей на транспорте», — отметил Несмиян.
По его словам, сейчас в сухом остатке наблюдается провал попытки устроить в городе «цифровой концлагерь». «Выглядело это все страшно, но руководство концлагеря не смогло организовать толком ничего. Это, кстати, несколько успокаивает. Хотя и не сильно», — подытожил обозреватель.
Несколько другое объяснение предложил журналист Марат Баширов. Рассуждая о планах снять большинство ограничений к концу месяца, он признал, что скорость выхода из карантина выглядит как минимум удивительно. Однако стоит учитывать, что радикальное решение было принято отнюдь не спонтанно, и в мэрии обсуждалось больше месяца.
Баширов напомнил, что за скорейшую отмену ограничений выступал условно «блок экономистов». На совещаниях вице-мэра Владимира Ефимова с бизнесом в последнее время стали совсем уже часто звучать предупреждения, что еще месяц-два самоизоляции, и 30-40% компаний закроются навсегда. Журналист предположил, что к данным жалобам все же прислушались и согласились бросить «пробный шар» – открыть с 12 мая стройки и предприятия. С 1 июня открыли торговлю.
Всплеска заболеваемости не последовало, и потому власти согласились на новые послабления. «Количество госпитализаций с коронавирусом снизилось более чем в 3 раза от пиковых значений, и серьезных доводов в пользу жесткого карантина не осталось», — резюмировал Баширов.
С подробной статистикой по регионам, данными по коечному фонду, показателями смертности, на фоне которых власти начали отменять ограничения, и почему это преждевременно, можно ознакомиться в материале «Почему отменять коронавирусные ограничения преждевременно — объясняем в 12 картинках» издания «Открытые Медиа».